10. «ВДОЛЬ ОБРЫВА, ПО-НАД ПРОПАСТЬЮ...» (III)
Время
В «Конях» многослойная временная картина. В каком бы аспекте мы ее ни рассматривали, всякий раз она оказывается незавершенной: возникает «но» и картина разворачивается дальше. Сюжет представляет в символических образах часть жизни, гибель и посмертную судьбу героя. Но в то же время весь он как единый миг, последний миг перед смертью, в который спрессовались и настоящее, и картины прошлого и посмертного будущего, проносящиеся в воображении героя. И все это накладывается на реальное время звучащей песни...
Самый явный вопрос: на сколько частей делится сюжет? Казалось бы надвое до и после смерти героя. Однако общего во всех трех куплетах больше (плюс практически неизменный припев), и это общее важнее, чем различия, что и заставляет предполагать временную однородность всех трех периодов «Коней».
Второй важный аспект взаимоотношения мгновенности и протяженности. Как пишет Лия Кац, в художественном мире Высоцкого постоянно воспроизводится противоречие между мгновенностью как принципом моделирования действительности и реальной пространственно-временной развернутостью текста. В мире ВВ жизнь представлена как отдельные фрагменты времени, главное в которых их свершенность и насыщенность определенным качеством, а не протекание или следование друг за другом[088].
Текст «Коней» позволяет развить сказанное. В определенном смысле весь этот сюжет может быть понят как единое мгновение последний миг перед смертью. Но его нужно рассматривать и не спрессовывая художественное время в один миг: он создавался не как стихотворение, а как часть песни, и реальное время звучания песни является частью художественного целого песни «Кони», одним из ее временных слоев.
Большинство фрагментов сюжета эпизоды-мгновения: происходящее может быть одновременным, а во времени разворачивается лишь описание картины. Мгновения первый, третий куплеты и вторая часть припева (вне зависимости от того, реальный это эпизод или воображаемый). Три эпизода-мгновения во втором куплете (Сгину я... меня пушинкой ураган сметет с ладони... И в санях меня галопом повлекут по снегу утром... ). В них герой выполняет функцию рассказчика.
Не являются мгновениями четыре эпизода-действия: прямые обращения героя к коням
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!..
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть!
В отличие от эпизодов-описаний, в них время сюжетное и реальное время звучания песни совпадают, исчезает герой рассказывающий и остается герой действующий, а мы из слушателей превращаемся в очевидцев, прямых свидетелей происходящего здесь и сейчас. Обратные превращения происходят в тексте: перед слушателями сюжет разворачивался в зримых образах, перед зрителями в звучащих, в обращениях героя к коням. Так всякий раз восполняется до целого картина, создаваемая текстом и воображением слушателя. Оно активно взаимодействует с текстом в эпизодах-описаниях: домысливает, досказывает услышанное. Эпизоды-действия моменты в течении песни, когда нашему воображению нечего делать. Недаром в них практически нет новых образов и мотивов, и даже последний приют более чем предсказуем в ситуации похорон. Этому можно дать разные объяснения. Я думаю, в отношениях «песня слушатель» названные эпизоды своеобразная передышка, тормоз для разыгравшейся слушательской фантазии.
* * *
Качественная сторона событий развернута у Высоцкого непосредственно, их процессуальные свойства пребывают в «свернутом» виде в тех же самых образах и в контексте. Это свойство художественного письма Высоцкого связано с песенностью текста, рожденного и живущего во временном поле звучащей песни. Динамическая характеристика события, в отличие от качественной, склонна к самостоятельному временному развертыванию в восприятии слушателя. Чему Высоцкий способствует, беря в сюжет фрагменты длящихся действий, «продлеваемых» вокальным пунктиром, а зачастую и разнообразными повторами. Причем предпочитает он перемещения в пространстве, которые всегда несут смысл временной протяженности и в силу своей наглядности наиболее ярко его воплощают. В итоге в восприятии слушателя возникает картина, в которой представлены как качество, так и динамика события.
Посмотрим, как разворачивается временная картина «Коней» в звучании первого куплета.
Вдоль обрыва по-над пропастью...
Пока это может быть место, в котором происходит движение, или место расположения чего-то (Вдоль дороги лес густой..., Здесь стоит культурный парк по-над речкою... ). С этой развилки смыслов конец строки
...по самому по краю...
отправляет нас по первой дороге: еще до появления героя и мчащихся коней мы знаем, что некто или нечто движется вдоль. «Обратным» ходом ощущение движения распространяется на всю строку, его усиливают повторы и медленный темп песни.
В обыденной жизни одну-две секунды мы почти не ощущаем, но в песне это большой срок. Впечатление, что начало «Коней» в записи № 9 звучит медленно, а в № 10 в среднем темпе[089]. Но таймер показывает, что разница в звучании первой строки всего одна секунда! Нам еще предстоит привыкнуть к тому, что в песенном времени счет идет на мгновения.
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...
С этими словами мы получаем конкретный образ движения, о котором узнали из первой строки. К нему добавляется ощущение скорости. Повтор стегаю, погоняю разворачивает во времени песни действие героя, а оно, в свою очередь, длит основное действие, бег коней. Смысловой купюрой (вообще-то вдоль, по-над и по кони скачут, а не герой нагайкой машет) ВВ уплотняет текст, достигая двойного эффекта: продлевает движение из первой строки во вторую и пополняет описание события новой деталью.
Что-то воздуху мне мало[090] ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Все эти детали ассоциативно связаны с быстрой ездой. Так на протяжении всего первого куплета поддерживается ощущение длящихся действий в восприятии читателя, а еще более слушателя. На фоне не прекращающегося стремительного бега коней в реальном времени песни воображение слушателя разворачивает события этого сюжета. Стояние на краю дает отдых коням и герою, эпизоды-действия нашему воображению. Необходимая передышка на долгом, долгом пути...
* * *
Таня Галчева заметила любопытную деталь: события на стыках куплетов явно связаны во времени (Чую с гибельным восторгом: пропадаю Сгину я, Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту Мы успели…), но каждое как будто разворачивается в ином месте: вдоль обрыва, по-над пропастью сменяется скачками коней по снегу[091]. По-моему, здесь нет противоречия: Высоцкий описывает одно и то же место, лишь приводя в разных эпизодах различные топосные детали. В самом деле, путь коней по снегу утром вполне может пролегать вдоль обрыва...
События на стыках куплетов действительно связаны во времени, но не прямолинейно. Здесь нужны существенные уточнения. Для второго и третьего куплетов они очевидны: во втором кони влекут героя к последнему приюту, то есть на кладбище; в третьем куплете место, куда успели герой со своими конями, рай. Упрощая, можно сказать, что в первом случае речь идет о теле, во втором о душе. Конец первого и начало второго куплетов связаны однокоренными словами гибельным и сгину. Но здесь есть один нюанс. Чую с гибельным восторгом: пропадаю совсем не обязательно означает гибель героя. Например, в рассказе Бабеля «Смерть Долгушова», герой, которому принадлежат эти слова, остается жив и невредим. Но они не несут гибельного смысла и в «Конях»! Свидетели тому ветер и туман из предыдущей строки. В природе они несовместимы. Элементарность этого смысла исключает оговорку автора. Я полагаю единственно возможной трактовку, предложенную Юрием Доманским в нашей с ним переписке: речь идет о разных эпизодах жизни героя.
Тому, что перед нами жизнь героя, а не единственный, последний ее миг, есть и другое подтверждение. В первом куплете время года не обозначено. Во втором и третьем это зима, точнее, холодное время года единственный явный сезонный ориентир. Но есть и скрытый во второй части припева (причем этот фрагмент впервые возникает в сюжете до саней и снега). Водопой коней краткий эпизод. На это указывает как то, что он хотел бы совершить (напоить коней, допеть куплет, хоть немного еще постоять на краю), так и то, чего он делать не собирается (например, он мог бы дать коням не только напиться, а и отдохнуть). До остановки кони летели вскачь, и прежде чем поить, им надо дать остыть. Но в холодное время года это дело долгое, не то что когда тепло. Так что водопой коней происходит в теплое время года. Еще на одно очевидное свидетельство этого обратил мое внимание Геннадий Брук: зимой многие реки в России замерзают…
Полисезонность «Коней» один из важнейших фактов сюжета. Она не относится к области трактовки: это свойство текста песни Высоцкого. Только так можно объяснить ветер пью, туман глотаю, во-первых, и одновременное присутствие в сюжете атрибутов холодного времени года и краткости эпизода водопоя коней, во-вторых. Но разновременность эпизодов сюжета важна не сама по себе: она придает совершенно иной смысл многим мотивам и образам «Коней», и прежде всего гибельному восторгу. Это чувство рождено не близостью смерти оно вообще присуще герою! Его ощущение каждый миг жизни как последний, памятуя временность жизни, до предела насыщать ею каждый миг.
Это возвращает нас к коням, неутомимо летящим вскачь. Тема «Коней» это тема, которая объединит краткость, конечность земной человеческой жизни и неостановимый, бесконечный бег этих коней по этой земле…
[088] Кац Л. О семантической структуре временной модели поэтических текстов Высоцкого… С. 88.
[089] Это различие может быть вызвано не реальным темпом исполнения, а техническими свойствами записей. Но раз мы говорим о слушательском впечатлении, а не об исполнении ВВ, этим обстоятельством можно пренебречь.
[090] «Он бы еще медленнее пел!» Эта бытовая реакция, на которой я сама не раз ловила себя, и многажды слышанная от других, непроизвольна и неслучайна. Она выявляет особо тесную связь в песнях-монологах того, что и как поется, текста и пения. Кстати, этот вокальный фрагмент (от паузы до паузы в пении) Что-то воздуху мне мало вдвое длиннее предыдущих, что дополнительно акцентирует контраст между прямым смыслом слов и характером пения.
[091] Галчева Т. «Телега жизни» А.С. Пушкина и «Кони привередливые»… С. 302.