И вот в этом спектакле «Добрый человек из Сезуана» оказалось, что песни, музыка использованы «в трёх ипостасях». Совсем не так, как обычно это было в разных спектаклях, которые я смотрел до этого.
Обычно делается так. Берётся какая-то др... драматическое произведение, потом приглашают поэта и композитора, и говорят: «Напишите-ка несколько песен для этой вот самой пьесы». И получается, что пьеса существует отдельно, а эти все номера они призваны развлекать публику. Ну, скажем, пьеса плохая, публика очень устала. В это время появляется песня (тоже как чёрт из бутылки) и, значит, всем очень хорошо, все отдохнули немножко. И если бы их не было, ничего бы не изменилось. Точно также осталась бы пьеса пьесой, а песни песнями.
Обычно эти песни пишутся на темы, которые разрабатываются в пьесе. И почему-то это принято называть «мюзиклом» у нас. Значит, была нормальная пьеса, написали туда песни говорят: «Это мюзикл!»
Ну, во-первых... Это неправда. Во-первых, слово не наше, во-первых. Мюзиклы начали писать там, на Западе, на другом континенте. И нужна была целая история и целая традиция музыкальная для того, чтобы создать, например, такой мюзикл, как «Westside Story». Это нужно, знаете, пуд соли съесть! Потому что, я думаю, что ничего лучше до сих пор не было сделано у нас. Даже подобного, близко. Я уж не говорю о «...Суперстар» или о «Скрипач на крыше», обо всех этих знаменитых мюзиклах, которые были на Западе и которые идут до сих пор. Мы не можем этого делать, потому что это совсем не в нашей музыкальной традиции.
И называть мюзиклами эти [наши] спектакли так же глупо, как называть оперетту оперой. Вот. Это самые натуральные, обычные, нормальные драматические спектакли, в которых есть вставные номера.
Есть у нас искусство оперетты но это совсем другое дело. Там вообще непонятно как работают там говорят вос... поставленными голосами: « Пойдём в кино! Нет, не... В кино мы не попаа-ли!» и запели тоже. И в общем, в принципе это всё очень далеко от настоящего музы... от настоящего музыкального спектакля.
Всё время делаются попытки и в кино, и в театре создать музыкальный спектакль, вот так называемый мюзикл. Есть более-менее удачные. Ну, скажем, «Тиль» в театре Ленкомсомола это всё-таки немножечко поближе. Но это всё равно подражание.
Я всю жизнь свою очень бережно относился к песням. Потому что... Ну, знаете, как: сидишь за столом, там, грызешь ногти и... и ждёшь, когда наконец, через несколько часов, кто-то спустится к тебе на плечо, пошепчет чего-то на ухо так называемое вдохновение. И вдруг у тебя вышла строчка! И тебе кажется: как замечательно, наконец нашёл!.. А потом смотришь кино они где-то пускают на титрах, когда написано: «Директор картины Тютькин, там, гримёр такой-то...», и непонятно про что ты поёшь. Это очень досадно.
Поэтому с самого начала, когда я начал работать в кино с песнями, я поставил такое условие: что мои песни будут иметь такую же цену в этом фильме (не денежную, а творческую цену), как и всё остальное, как и изображение. И первый опыт моей работы в кино в этом смысле был очень удачным. Это был фильм «Вертикаль». Песни из этого фильма исполняются до сих пор. Во всех альплагерях если вы были, вы знаете, что и утром, и вечером, значит... Просыпаются с песней «Здесь вам не равнина...», а засыпают «Лучше гор могут быть только горы...» И это замечательно, потому что... Мне присылают фотографии, на которых изображён, скажем, камень, и на этом камне высечена строчка одна строчка из какой-нибудь из этих песен. На могиле погибших альпинистов вдруг вот высекают строки этих песен это выше всякой похвалы для меня. И, значит, я понимаю, что я работал недаром.
А там как работать стала песня в этом кино! Вот, предположим, обычно всегда пишут на экране, там: «Прошло десять часов». А вот если есть песня как «Песня о друге»... Альпинисты отправляются, начинают выходить начинает звучить пе... звучать песня «Если друг оказался вдруг... » Потом они приходят уже на вершину или, предположим, на базовый лагерь прошло большое количество времени, а на экране прошло всего две минуты. Но спета песня. Зритель получил информацию. В это время показывали виды гор, которые тоже в отдельности надоест глядеть, это понятно. Ну, один вид, другой вид, третий... А когда это вместе с песней, и одно подкрепляет другое, поддерживает тогда смотреть интересней.
Короче говоря, я считаю, что песня никогда не ухудшала никакое произведение драматическое, а только улучшала. И поэтому она имеет право на существование на равных со всем остальным.
И я всегда так писал свои песни, во все картины и во все спектакли, чтоб они могли существовать отдельно. Чтобы я всегда мог исполнять свои песни даже отдельно от того или иного спектакля, чтобы они имели самостоятельную ценность либо идею, либо какой-то сюжет. Очень часто из-за этого почти во всех... почти во всех моих песнях есть сюжеты.
И вот, в «Добром человеке из Сезуана», о котором я вам начал говорить, там есть музыка и песни, использованные в трёх, как говорится, ипостасях.
Первая это песни, которые поются от имени театра, так называемые зонги: написанные Брехтом стихи, которые исполняются под аккордеон и гитару в этом спектакле. Это песни, которые ещё усиливают и ещё раз подчёркивают мысли Брехтовские, и говорятся от имени театра. Обычно всегда высвечивается портрет Брехта и тогда люди понимают, что это не в спектакле, а от имени театра, это поют артисты театра, а не персонажи.
Второе. Для каждого почти персонажа существует своя музыкальная тема. Поэтому через несколько минут, перед тем, как вышел тот или иной артист, вы уже начинаете узнавать, кто выйдет. Например, Цирюльник есть такой персонаж в этом спектакле, который... комедийный персонаж, ему написана шуточная, комедийная мелодия, под которую он даже как бы подтанцовывает, выходя. Значит... Так что и пластика и рисунок меняется пластический из-за музыки.
И третье, самое главное это песни персонажей, которые [и] поются от имени персонажей в этом спектакле. И так вот, например, я пою в этом... песни... Я играю роль безработного лётчика, который сначала в спектакле собирается повеситься, потому что ему нужно достать где-то денег, чтобы дать кому-то взятку (потому что действие происходит у них, а не у нас, и там, значит, дают и берут взятки). И вот, а... Нужно достать денег, а у него ничего не получается. И вот к концу второго акта, когда кажется, что всё! Выше уже некуда простуча... простучаться! Что набухают жилы здесь, с[ей]час порвёшь голос... Кажется, что выше некуда прыгать и тогда тебе на помощь приходит песня. Когда она необходима.
Вот за такое использование, вот за такое появление песни я всегда ратую и в театре, и в кино. Вот.
Ну, и... И поэтому со мной довольно сложно им работать. Вот, например, в спектакле... в фильме «Робин Гуд». Я написал шесть баллад, а вышло так, что посмотрело потом начальство и сказали: «Да ну, это картина приключенческая, а он написал очень серьёзные песни, какие-то трагические, драматические... Их, значит, надо выбросить!» И, в общем, все эти песни выбросили.
Но у меня есть счастливая возможность песням этим жизнь продлевать: я сейчас записываю новую пластинку.