Поездка группы артистов Театра на Таганке в Удмуртию, состоявшаяся в конце апреля 1979 года, породила печально знаменитое «ижевское дело», детали которого до сих пор не вполне ясны, хотя написано на эту тему уже достаточно много. Попытаемся на основе фактов, фонограмм и свидетельств очевидцев уточнить событийный ряд выступлений Владимира Высоцкого в городе Глазове, также фигурирующем в деле.
Мнения исследователей и мемуаристов по поводу состоявшихся и не состоявшихся в Глазове концертов расходятся. Нет единства даже в том, прервались эти гастроли по вине Высоцкого или по объективным причинам.
Впервые, если не ошибаюсь, тема выступлений Высоцкого в Глазове прозвучала в воспоминаниях Валерия Янкловича (опубликованных на этом сайте). В частности, он сообщил: «Отработали спектакль Золотухин, Филатов, Медведев и Межевич уехали, а Володя остался. Но выступать должен был уже в другом городе Глазове. Я делаю расчеты в Ижевске, вдруг телефонный звонок Высоцкого:
Срочно приезжай. Здесь творится что-то ужасное!
Еду в Глазов. Ночь, темень, все дороги размыты. Приезжаю в гостиницу человека, с которым мы договаривались, вообще нет. Другие люди, я их в первый раз вижу. Говорю
У нас спектакль, мы уезжаем.
Как это уезжаете?! Срываются концерты!
На следующий день выясняется, что зрителей нет. Дороги размыты, и почти никто приехать не смог. В зале сидели около ста солдат. Хотя была договоренность, что люди все равно приедут, на подводах.
Короче говоря, Высоцкий все бросает и уезжает».
На публикацию воспоминаний В.Янкловича в газете «Высоцкий: время, наследие, судьба» автор этих строк откликнулся там же полемической статьей «В Глазов на подводах?». В этой статье я обратил внимание на отдельные несоответствия в рассказе импрессарио В.Высоцкого. Цитирую: «…В нашей республике он провел шесть дней. И было это не «ранней весной 1979 года», как запомнилось Янкловичу, а несколько позже, после 15-летнего юбилея Театра на Таганке, после выступлений в Канаде и США». И далее: «…последняя остановка в моем рассказе выступления В.С.Высоцкого в Глазове. Чтобы раз и навсегда избавиться от неточностей и ошибок, обратимся снова к прессе. Вот номер «Удмуртской правды» за 25 апреля 1979 года: «29-30 апреля, 1 мая Удмуртская государственная филармония в Ледовом Дворце спорта города Глазова проводит театрализованные представления «Песня любовь моя» с участием артистов театра и кино, автора-исполнителя Владимира Высоцкого, артиста Валерия Золотухина, заслуженного артиста СО АССР Аскера Махмудова и ВИА «Поющие электрины. Ведет программу конферансье Владимир Маслов. Начало концертов 29-30 апреля 12-00, 15-00, 18-00, 20-30, 1 мая 15-00, 19-30» (…). Глазов крупный индустриально-промышленный центр Удмуртии, километрах в двухстах на север от Ижевска. Есть там завод «Химмаш», засекреченный до недавнего времени Чепецкий механический завод, оплот военно-промышленного комплекса, педагогический институт имени В.Г.Короленко. Да и наличие Ледового Дворца спорта «Прогресс», двойника «Ижстали», говорит само за себя. Население Глазова в тот период было более 100 тысяч человек. Ижевск и Глазов соединяет прекрасная автострада…На этом фоне более чем странными кажутся мне слова В.П.Янкловича (…) Хорошо помню, что тогда была достаточно теплая, солнечная погода, на концерты ходили в пиджаках… Также странно, что в стотысячном Глазове не нашлось, если верить Янкловичу, зрителей, которые хотели бы встретиться с Высоцким. Но даже тогда, чтобы не срывать концерты, их легче было привезти на автобусах из Ижевска, а не тащить на подводах из окрестных удмуртских деревень. (…) И потом. Если сначала Высоцкий добрался в Глазов, а потом и Янклович, да еще ночью, в темноте, то почему остальных надо было везти на подводах?!
Завершая этот рассказ о пребывании Высоцкого в Удмуртии, надо отметить, что концерты в Глазове состоялись, а не были сорваны, как говорит В.П.Янклович. Их фонограммы можно найти у многих коллекционеров…»
Так писал я более 15 лет назад, в мае 1992 года.
Тем временем страницах газеты (и сайта) «Высоцкий: время, наследие, судьба» были опубликованы воспоминания адвоката Высоцкого Генриха Падвы: «Концерты, о которых речь, проходили не в Ижевске, а в Глазове это недалеко. Организовывал их Шеманский, он был помощником Кондакова. И когда у них зашёл разговор об этих концертах, Кондаков сказал: «Не надо. Сборов не будет». Тогда Шеманский и ещё несколько мальчиков решили, что Василий Васильевич стал выживать из ума чтобы у Высоцкого не было сборов! Но Кондаков не зря считался великим администратором сборов на самом деле не было. (…) Глазов расположен на двух берегах реки, и во время разлива никакого сообщения между ними нет. Дом культуры на берегу, где практически отсутствуют жилые дома, поэтому попасть туда можно было только на лодках! Кондаков каким-то образом об этом знал. А мальчики объявили концерты и прогорели на них. Просто народу было мало. Поэтому украсть что-то было невозможно».
Американский журналист М.Цыбульский, процитировавший в своей книге «Жизнь и путешествия В.Высоцкого» (Ростов-на-Дону, 2004) это свидетельство, сопроводил его комментарием: «Во-первых, концерты проходили не в Доме культуры, как он говорит, а в Ледовом дворце спорта «Прогресс», вмещающем 5 тысяч зрителей. Во-вторых, если на этом берегу реки нет жилых домов, то что-то там все же есть (не в чистом же поле Ледовый дворец стоит), а именно промышленные предприятия. Представить себе, что из-за разлива реки остановилась вся городская промышленность, конечно же, невозможно. (В нынешней России да, но ведь не в 1979 году!) В-третьих, по словам Г.Падвы, концерты не принесли сборов. Сохранившиеся же фонограммы свидетельствуют, что зал, по крайней мере, на некоторых выступлениях был полон, это слышно по аплодисментам (понятно, что данное заявление не столько аргумент, сколько фигура речи, ибо автор не смог бы достоверно определить количество аплодирующих на слух, тем более не зная места расположения микрофона и акустических параметров помещения. Ред.). В-четвертых, Высоцкого обязали вернуть деньги за несостоявшиеся выступления, а не потому, что, по словам Г.Падвы, «нечего было украсть». Мне довелось побеседовать с Л.Мухановым, который был на одном из выступлений Высоцкого в Глазове. По его свидетельству, зал Ледового дворца был переполнен, «зрители сидели не только на трибунах, но и в партере, сделанном прямо на льду, который закрыли на время выступлений Высоцкого фанерными щитами».
А вот как Марка Цыбульского дополняет его ижевский коллега Владимир Патрин, в настоящее время являющийся сотрудником пресс-службы МВД Удмуртской республики. С материалами «ижевского дела» он знакомился по долгу службы и посвятил ему проблеме несколько публикаций в прессе, а также документальный фильм. В своей статье «Владимир Высоцкий «ижевское дело», опубликованной в местном издании «Честь имею», он приводит много любопытных фактов (сейчас В.Патрин находится в служебной командировке в Чечне, поэтому наша личная беседа на эту тему до сих пор не состоялась). «…После удмуртской столицы Высоцкий вместе с ВИА «Поющие электрины», выписанным из Северо-Осетинской филармонии для музыкального сопровождения его песен (на самом деле этот коллектив аккомпанировал Аскеру Махмудову А.К.), выступал в Глазове. Правда, там администраторы несколько оплошали: заполнить зал в стотысячном городе не смогли даже на четверть. Почему? Во-первых, партийное руководство города отрицательно отнеслось к появлению диссидентского автора (это заведомо неточная формулировка: именно диссидентским автором Высоцкий не считался. Ред.), во-вторых, свои коррективы внесла погода: в Глазовском районе весной 1979 года случилось наводнение, и многие дороги размыло так, что добраться до места выступления автора было проблематично даже для горожан. Абаеву и Шиманскому, дабы сохранить реноме, пришлось выложить оговоренную ранее сумму фактически из своего кармана.
О событиях, последовавших по окончании последнего концерта с участием барда, повествовал впоследствии один из обвиняемых. Из протокола допроса М.Абаева: «Это было 30 апреля сего года. К Высоцкому толпились девушки за автографами. Нам пришлось подождать. Пока мы ждали, Шиманский куда-то отлучился, и мы с Янкловичем зашли к Высоцкому вдвоем. Здесь я в присутствии Янкловича передал ему сверток с 5000 рублями».
Из протокола допроса В.Янкловича: «Никаких денег я с Абаевым Высоцкому не вручал. Как я уже говорил, мною в Глазове только возвращались ему деньги в сумме 1500 рублей (оплата за сценарий, предназначенная главному режиссеру театра на Таганке Юрию Любимову)».
Из протокола допроса В.Высоцкого: «Поездка в г. Ижевск и Глазов была предпринята нами, чтобы сделать прибыль для театра. Этой поездкой мы освободили театр от 28 выездных спектаклей… Перед поездкой в Удмуртию со мной никакого разговора о выплате мне дополнительного вознаграждения не было. Никто мне ничего не обещал. Мне зачитаны показания Абаева, где он говорит, что в Глазове он вместе с Янкловичем передал мне 5000 рублей. Я никаких денег от него не получал… Думаю, что он и другие обвиняемые по делу просто хотят облегчить свою участь, сыграть на моем имени, его популярности».
Прервемся на этом месте и обратим внимание на следующий факт: администратор Абаев называет конкретную дату передачи денег 30 апреля, «после последнего концерта». Таким образом, можно с достаточной долей уверенности предположить, что в таком случае несостоявшиеся концерты могли быть отменены только 1 мая, а значит, их планировалось всего два..
«…Этот примечательный допрос, продолжает Владимир Патрин, состоявшийся 25 сентября 1979 года в Тбилиси в гостинице «Аджария», вел мало кому известный тогда старший лейтенант Михаил Воробьев (ставший впоследствии Первым заместителем министра МВД Удмуртской республики). Вот как он описывает ту встречу.
По прилету в столицу Грузии я сразу же прибыл в местное ГУВД и объяснил руководству цель своего визита. Мне в помощники дали следователя Алика Степаняна, который, кстати, оказался большим знатоком творчества Высоцкого. Узнав гостиницу, где проживают таганковцы, мы пришли туда в 10 часов. Поднялись в номер Высоцкого, постучали. Нам никто не ответил, но дверь оказалась открытой. Тогда мы вошли в номер, навстречу нам вышел Владимир Семенович, завернутый в простыню, и спросил: «Что вы, мужики, хотите?» По всей видимости, он принял нас за поклонников, которым нужны автографы. Я кратко объяснил ему цель нашего «вторжения», на что он ответил, что в связи с напряженным режимом работы лег спать очень поздно, в 4 часа, и попросил подъехать нас часика через два… В назначенное время мы со Степаняном вновь вошли в тот же номер. Там находились Высоцкий и Валерий Янклович главный администратор театра. Допросили обоих. (судя по протоколу, факсимильно воспроизведенному в публикации В.Патрина, допрос продолжался с 12-00 до 18-50 А.К.) Высоцкий понимал, что раз фамилия присутствует в материалах дела, то и протокол с его показаниями должен там присутствовать. Я видел, что Владимир Семенович очень переживал этот эпизод своей биографии. Он просил меня, чтобы его не вызывали в Ижевск на судебный процесс, при этом говорил так: «Ты понимаешь, вот буквально заканчиваются мои съемки в фильме «Место встречи изменить нельзя», где я сыграл роль следователя. Как же я, сыгравший такую роль, окажусь в судебном заседании в противоположной роли?» Время моего пребывания в Тбилиси было ограничено, на следующий день надо было улетать обратно в Удмуртию, а так хотелось попасть на спектакль таганковцев. И, несмотря на аншлаг, Алик все же через Высоцкого достал билеты». (Воспоминания А.Степаняна также публиковались нами. Ред.).
Приведу еще один факт, который, пожалуй, имеет отношение к разговору (пусть и косвенное). Году в 1987-88 автору этих строк довелось общаться со старшим следователем прокуратуры Удмуртии. Звали этого человека, если не ошибаюсь, Павел Иванович. Разговор наш точнее, допрос касался дела убитого в собственной квартире ленинградского коллекционера К., с которым я был знаком по переписке.
И уже после всего, как говорится, когда мы вышли перекурить, Павел Иванович, обратив внимание на обилие фотографий Высоцкого в моей комнате, рассказал, что в период, соответствующий «ижевскому делу», а еще точнее, в марте 1980 года, он работал в секретариате министра МВД Удмуртии. Как-то раз, зайдя в один из кабинетов, Павел Иванович увидел там Высоцкого, к которому присутствующие обращались не иначе как к Жеглову. По рассказу моего собеседника (не производившего, кстати, впечатления байки «для красного словца»), выходило, что Высоцкий инкогнито прилетал в Ижевск на один день давать показания в рамках «ижевского дела». Более того, в апреле-мае 1980 года Павел Иванович был направлен на учебу в Ташкентскую школу милиции, а там в это время выступал Высоцкий и на одном из концертов узнал его, они даже разговаривали после выступления.
Естественно, меня этот рассказ заинтересовал, мы договорились встретиться позднее, но встреча не состоялась. Фамилию своего собеседника я, к сожалению, забыл, попытки разыскать его через отдел кадров МВД результатов не принесли. В ту пору Павел Иванович собирался в командировку в Нагорный Карабах, где начался межнациональный конфликт…
Сменим, как говорится, тональность повествования. Я вижу как минимум два объяснения тому, что гастроли Высоцкого в Глазове закончились относительной неудачей.
Первое заключается в том, что рекламные объявления появились в прессе лишь за три дня до концертов, и поэтому билеты просто могли не успеть распространить. Ведь и в более «продвинутом» Ижевске, как я хорошо помню, в зале Ледового дворца «Ижсталь» было достаточно свободных мест, а билеты можно было приобрести без всяких затруднений. В отличие, скажем, от небольшого украинского города Шостка, где, помнится, в марте 1978 года нужно было выстоять серьезную очередь, чтобы попасть на концерт Высоцкого.
Но это всего лишь догадка, а вторая версия базируется на словах самого Владимира Высоцкого. На фонограмме одного из концертов Высоцкого в Глазове мое внимание привлекла внимание следующая фраза: «…Начал я с песни нарочно, для того, чтобы у вас исчезли последние сомнения в том, что к вам приехал тот, кого вы ждете, да? Потому что здесь, говорят, до сих пор не верят (выделено мной А.К.). Ну, я надеюсь, что, когда я уеду, все поверят (выделено мной А.К.) и придут на выступление». И далее, в финале встречи: «Спасибо! Благодарю вас. Вы были очень дисциплинированны во время выступлений (намек на солдат в зале? А.К.), поэтому мы ничего не нарушили, встретились, как будто бы дома, за столом. Правда, без водки, потому что с водкой-то это проще, конечно, после второй-третьей и так все друг друга любят, потом, после пятой, все вместе поют. Но у нас все равно было сегодня хорошо, и это первое выступление в вашем городе, где такое неверие (выделено мной А.К.) существует, что к вам приедет кто-нибудь действительно, кого вы ждете. Мы еще будем сегодня, завтра здесь…»
Это выступление любопытно еще одним фрагментом, о котором чуть позже, а пока можно предположить, что провинциальный глазовский зритель действительно мог не поверить, что к ним может приехать такая популярная личность, как Владимир Высоцкий.
С другой стороны, известные на сегодняшний день глазовские фотографии Высоцкого, сделанные неизвестными нам авторами, доказывают, что концертов состоялось не один и не два (на это обращал внимание и Цыбульский). Более того, в домашней библиотеке Высоцкого сохранилась книга Н.С.Лескова «Повести и рассказы», надписанная любимому артисту одной из жительниц города Глазова. Автограф прост: «Владимиру Высоцкому человеку. Ольга Татаринцева. 30.4.1979. Глазов» («Артисту и поэту Владимиру Высоцкому» 109 книг из библиотеки В.С. Высоцкого / Сост. А.Крылов. Советская библиография. 1991. №  3.).
И еще. Выступая в Глазове, Высоцкий предварил редко исполнявшуюся «Балладу о любви» следующими словами: «Специально для женщин. Завтра 1 мая надо и им что-нибудь приятное. Не только же на 8 марта, верно?» А теперь вернемся к фонограмме концерта.
Вот что говорил Владимир Высоцкий в апреле 1979 года: «У меня очень много песен серьезных, написанных в шуточной манере, и я сегодня буду чередовать, и сегодня вам покажу и новые и старые, и для любителей, которые знают почти все мои песни наизусть. Они уже приходили сегодня в гостиницу» (выделено мной А.К.). Так получил еще одно подтверждение факт, известный мне с 1982 года, когда я познакомился с членами КСП из Нижнего Тагила, которые приезжали в Ижевск со спектаклем памяти Высоцкого «Нерв». Главную роль в этом спектакле исполнял Евгений Чулков, человек, похожий на Высоцкого не только внешностью, но и голосом. Он рассказывал, что, узнав о выступлениях Владимира Высоцкого в Глазове, с другом специально поехал туда, чтобы побывать на концертах и познакомиться. Даже будто бы Высоцкий показал ему несколько своих коронных аккордов на гитаре. К сожалению, мне тогда не удалось подробнее поговорить с Евгением об этой встрече.
Очень интересно и подробно Глазов образца апреля 1979 года вспоминает другой участник той поездки Александр Сысоев. Но поскольку его книга «Вспоминая самиздат» достаточно широко известна, не буду на ней подробно останавливаться и скажу только, что Евгений Чулков и Александр Сысоев общались не только с Высоцким (а также записали три концерта и сделали короткую съемку любительской кинокамерой «Кварц»), но и с конферансье Владимиром Масловым. По словам Маслова выходило, что концерты, назначенные на 1 мая, придется отменять, потому что нет сборов.
То есть мы видим, что на основании систематизированных фактов можно сказать, что корректнее было бы вести речь об отмене глазовских выступлений, а не о срыве по вине Высоцкого или чьей-либо еще.
Ну, и самое интересное осталось у меня напоследок. По информации, полученной мной в беседе с жителем Глазова Александром Глезиным, один из вечеров Владимир Высоцкий провел в гостях у работника Чепецкого механического завода Шермана и даже пел свои песни. Так что не исключено, что эта фонограмма сохранилась и когда-нибудь тоже окажется доступной.