Начнем с того, что бюджет Высоцкого до 1978 года складывался достаточно рвано и случайно. Он регулярно получал 150 рублей в театре, а остальное... Редкие гонорары за фильмы, а главное концертная деятельность. Но в концертах никакого плана не было: чаще всего неофициальные выступления в различных институтах и организациях, где он всегда получал наличными. Первыми «официальными» концертами были выступления через общество «Знание», я уже рассказывал об этом... Но и здесь никакой системы не существовало.
И вот однажды в театре к Володе подошел один администратор, его послал В.Кондаков. Вернее, этот Гольдман просто залез в машину к Высоцкому и сказал:
Владимир Семенович, выручайте... Мы будем платить Вам по триста рублей за концерт...
Тогда это была очень приличная сумма и Высоцкий, не выясняя, как эти деньги будут платить, сразу же согласился. Ему обещали по пять концертов в день, и Володя прикинул, что за пять-десять дней сможет заработать большую сумму... А потом месяц или два у него будет возможность спокойно жить и работать.
Я уже тогда говорил ему, что не стоит связываться.
Володя, ты же по обществу «Знание» имеешь приличные деньги...
Валера, пойми: все это случайно... Чтобы сделать тридцать концертов, я должен работать тридцать дней. А с тут я могу это сделать за неделю.
Конечно, пять концертов в день адский труд, но Володя пошел на это, чтобы потом нормально жить и работать.
Итак, Высоцкий согласился, совершенно не вникая, откуда возникнут деньги... Администраторы обещали платить вперед, более того если не будет получаться по пять концертов, то взялись доплачивать «из своих»... И что значит «из своих» Володя не интересовался. Действительно, первые два раза ему заплатили вперед, но потом стали рассчитываться после концертов. И когда не получалось по пять, Володя говорил:
Ну, ладно, было три концерта давайте за три.
Откуда же брались обещанные деньги? Ведь его ставка была девятнадцать рублей... А получалось так. Допустим, Дворец спорта Высоцкий и два ансамбля. Ансамбли работали по пять концертов, а получали за три. Остальные деньги отдавали администраторам, из этих денег те доплачивали Высоцкому.
И когда администраторы в конце концов попались, то естественно встал вопрос: куда делись деньги? Они ответили, что себе ничего не брали, все отдавали артистам. Там фигурировали Хазанов, Толкунова, Высоцкий... Вот и возникали всякие процессы. Повторяю, когда администраторы или директора филармоний попадались, то заявляли:
А мы себе эти деньги не брали...
Рассчитывая на то, что Высоцкому все равно ничего не будет: ведь он получал деньги за свой труд. Дескать, Высоцкий все примет на себя, а они проскочат.
Когда Володя это понял, было уже поздно: почти сразу возникли три уголовных дела. Первое ижевское...
Люди из Ижевска пришли ко мне в театр с просьбой посодействовать участию Любимова в их мероприятиях. В качестве режиссера, разумеется. (Высоцкий еще работал в театре, но был на грани ухода.) Петрович согласился. За постановку спектакля «В поисках жанра» на сцене Дворца спорта ему обещали 1200 рублей. Договорились, что Володя отработает в этом спектакле, а потом еще пять дней будет выступать один. Все так и было (я поехал вместе с ними). Отработали спектакль Золотухин, Филатов, Медведев и Межевич уехали, а Володя остался. Но выступать он должен был уже в другом городе Глазове. Я делаю расчеты в Ижевске, вдруг телефонный звонок Высоцкого:
Срочно приезжай. Здесь творится что-то ужасное!
Еду в Глазов. Ночь, темень, все дороги размыты. Приезжаю в гостиницу человека, с которым мы договаривались, вообще нет. Другие люди, я их в первый раз вижу. Говорю:
У нас спектакль, мы уезжаем.
Как это уезжаете?! Срываются концерты!
На следующие день выясняется, что зрителей нет. Дороги размыты, и почти никто в Глазов приехать не смог. В зале сидели около ста солдат. Хотя была договоренность, что люди все равно приедут на подводах.
Высоцкий все бросает и уезжает. Это ранняя весна 1979 года.
Организаторы все равно должны были заплатить: такая была договоренность. Состоялись концерты или нет это Высоцкого не касалось. Они заплатили. И в Ижевске Володя по договоренности получил 1200 рублей для Любимова.
Проходит какое-то время. Театр отправился на гастроли в Минск. И там к Высоцкому подошел человек, якобы от общества книголюбов, и предложил выступить. Было уже лето 1979 года, меня на этих гастролях не было...
Тот человек предложил по сто пятьдесят рублей за концерт. Володя согласился, провел два концерта, остальные выступления сорвал... И когда вскоре подошел отпуск, я услышал от него:
Знаешь, мне надо отработать в Минске...
Мы вместе поехали в Минск, Володя пел в каком-то институте... И меня сразу немного смутил этот человек. Я всегда интересовался: есть ли билеты, какие... А этот организатор не подпускал меня, говорил: все в порядке, все билеты распространены...
На следующий день за нами никто не приехал. Едем сами и видим: у института стоит милиция, висит объявление: «Из-за болезни артиста Высоцкого концерты отменяются».
Оказывается, этого человека вызвали в горком партии, стали спрашивать: кто и как пригласил Высоцкого? Сколько он получает? И тут выяснилось, что он на билетам к отпечатанной на них стоимости в пятьдесят копеек штампиком ставил двойку и получалось «два рубля пятьдесят копеек»". А когда он попался, он тоже говорил:
Я все отдавал Высоцкому. И отдавал в присутствии Янкловича.
Поэтому таскали и меня... Но попался нормальный следователь, который быстро во всем разобрался. Понял, что организатор концертов просто грабил всех, в том числе и Высоцкого. И дело быстро закончилось.
Но все это происходило с Володей на фоне обострения болезни и начинающегося упадка сил...
Начинается отпуск, и впервые за последние годы Володя не едет за границу. Я сказал ему, что тоже неважно себя чувствую, хочу отдохнуть и отправляюсь в Сочи. Володя:
Ладно, езжай. А я, наверное, все-таки поеду к Марине.
Я еду в Сочи, мы каждый день перезваниваемся. И вдруг он говорит:
Ты знаешь, я завтра к тебе прилечу.
Иду к директору своего санатория «Актер». А там только что закончилась ревизия, ему за что-то попало, и он категорически отказывает:
Мне все равно, Высоцкий приезжает или не Высоцкий, ничего не могу сделать.
Я устроил скандал! Общими усилиями (вмешались Галина Волчек и Валентин Гафт) мы все-таки вырвали талоны на питание, а жить Володя должен был вместе со мной.
Он привел себя в порядок, приехал в очень хорошем состоянии. Отправился на теплоход, который стоял в порту. Знакомого капитана не оказалось на месте, но тем не менее его приняли. Володя был очень оживлен, весел, ухаживал за девушками... Совсем недавно прошел телефильм его все узнавали, не давали прохода. Зашли в ресторан столик сразу же окружили, не дали толком пообедать. Володя расстроился:
Пошли в другое место, там можно спокойно посидеть...
Мы полезли наверх, в какую-то шашлычную. Закрыто. Вдруг он говорит:
Остановитесь. Вон там, по-моему, олень...
Оказалось лось... Володя подошел к нему, погладил... А я вижу, что состояние у него неважное. Возвращаемся в санаторий. Я жил в номере рядом с Алексидзе, который тогда был председателем Союза театральных деятелей Грузии. Он говорит:
Вы знаете, к вам залезли воры...
Как это залезли воры?!
А очень просто через балкон.