Почему Володя оказался с нами в тот вечер, я точно не помню. Но ведь он в то время снимался в Одессе: «Интервенция», «Служили два товарища», да и в «Опасных гастролях» мог начаться подготовительный период. Почему не играл в «Одном шансе из тысячи», хотя там была занята масса людей с Большого Каретного, определенно сказать не могу. Очень может быть, дело в том, что Володя к тому времени уже вышел на собственную дорогу, и не всегда она совпадала с дорогами его старых товарищей... И не все было гладко во время наших съемок там Кочарян серьезно заболел. Был конфликт между ним, Тарковским и Макаровым, когда после перерыва в съемках они уговаривали его не ехать на юг ему нельзя было находиться на солнце. Но Лева все-таки поехал, доснял фильм...
Аркадий Васильевич, вы закончили Первый медицинский институт, как вы попали в кино? Советовались ли вы с Высоцким по каким-нибудь проблемам вашей актерской судьбы?
Я с детства любил кино, как и вся наша школьная компания. Мы просмотрели все трофейные фильмы: вместо школы заходили к Яше Безродному домой, оставляли у него портфели и «чесали» в кинотеатр. Как снимаются фильмы, об этом я ничего не знал и не задумывался.
Сниматься сам стал в известной степени случайно: Лева Кочарян счел, что я могу сыграть роль братьев-близнецов Симы и Гоши Семерниных в фильме «Один шанс из тысячи» это была его первая картина как режиссера-постановщика. Сценарий написали Артур Макаров, Андрей Тарковский и Лева Кочарян. Весь фильм был задуман, как я после узнал, на одной из вечеринок на Большом Каретном в квартире у Левы. Он решил сделать его как «Предприятие друзей»: попутно со съемками провести лето на Южном берегу Крыма всей компанией. Поэтому в фильме так много людей, хорошо знакомых между собой по Большому Каретному.
Лева Кочарян обожал всевозможные розыгрыши и хохмы. И мое приглашение на съемки он организовал так, что я, честно говоря, и сейчас не на сто процентов уверен, что попал в этот фильм не случайно. Выглядело это так: играю я в регби на стадионе «Искра» у ВДНХ. Получил небольшую травму, сел на краю поля, отдыхаю. Подходят парень с девушкой и спрашивают:
А что это за игра такая? Во что вы играете?
Ответить я не успел, подбежал Толя Баранов, капитан нашей команды, и отправил меня играть. После игры эта парочка снова подходит, парень представился как помощник режиссера:
Одесская студия собирается ставить приключенческий фильм. Мы хотели бы попробовать вас в одной из главных ролей.
Да бросьте! говорю. Нашли время шутить. Я сейчас занят, и вообще мне не до кино.
Нет, напрасно вы так. Выслушайте нас, пожалуйста. Вы велосипедом владеете?
Владею. Раньше занимался шоссейными гонками на сто километров.
Ой, как хорошо! Вы для нас просто находка. Позвоните нам обязательно! Пропуск вам мы закажем приезжайте на пробу.
Дали они мне клочок бумажки с телефонным номером, я сунул его в карман и забыл о его существовании. Случайно обнаружил, с трудом вспомнил, что это за цифры записаны, и удивился: фильм снимает Одесская киностудия, а номер начинается на «243» это же «Мосфильм»! Позвонил:
Здравствуйте. Я Свидерский Аркадий Васильевич. Мне оставили этот телефон, просили позвонить,
Аркадий Васильевич, мы вас всюду ищем! Приезжайте немедленно, пропуск заказан.
Приехал. Моментально отвели на фотопробы. Нахлобучили пилотку, надели гимнастерку в общем, одели в обычную солдатскую форму времен Великой Отечественной войны. Отсняли в трех ракурсах, как в тюрьме: анфас и два профиля слева и справа. Заплатили какие-то копейки, через неделю приглашают на кинопробу: значит, первый тур я прошел. Приезжаю снова на «Мосфильм» и сталкиваюсь нос к носу с Левой Кочаряном. Он меня спрашивает:
А ты что здесь делаешь?
Понимаешь, Лева, меня пригласили на кинопробу в эту картину.
Это моя картина!
Я так до сих пор и не знаю: розыгрыш это или действительно игра случая. Правда, Инна Александровна Кочарян, Левина жена, рассказывала, что роль близнецов писалась с расчетом на меня: я ведь тоже был одним из компании на Большом Каретном.
Кинопробы прошел, меня взяли на роль, утвердили в Украинском комитете кинематографии. Скоро ехать на съемки, и пришлось задуматься, как быть? Я работал в то время на одном из предприятий Министерства Обороны врачом-радиологом-дозиметристом. Хрен кто меня отпустит на какие-то съемки: я подписал определенные «бумажки».
Рассказываю свою ситуацию Леве. Он говорит:
Не волнуйся. Я все устрою.
Я про себя посомневался: что Лева может «устроить»? Это ж Министерство Обороны! ССОВ совершенно секретно, особой важности! Первый отдел и все тому подобное. Но вскоре Лева звонит:
Хочу поговорить с твоим начальником.
Условились, когда и где мне его встретить. Приезжает к нам на фирму, а у нас пропускная система, нужен «допуск», потому что у нас «закрытые» лаборатории: бактериологические, радиологические, особо опасных инфекций. Но Леву как-то пропустили. Веду его к своему начальнику. Геннадию Васильевичу... фамилию забыл. Классный мужик! Подошли к кабинету, Лева меня отстраняет:
Ты лишний.
Я ушел к себе в лабораторию, стою там час, два... Разговариваю с ребятами, переживаю, дергаюсь. Еще два часа проходит. Смотрю: офицер куда-то сбегал и помчался в кабинет полковника. Потом выходит Лева, розовый и веселый и говорит:
Ну что, артист, твою мать! Поехали.
А как же?!.
Все нормально!
Вышел Геннадий Васильевич, очень «тяжелый», попрощался с Кочаряном, что-то мне буркнул. В такси я Леву спросил:
Лева, как же ты его уговорил?!
А я, говорит Лева, просто достал бутылку и сказал: «Знаешь, Геннадий Васильевич, ты воевал?»
Воевал.
А кем ты был?
Разведчиком.
Так неужели, твою мать, ты не отпустишь молодого парня сниматься в кино. Да на хрен он тебе нужен! Какой он дозиметрист-радиолог! Он ни хрена в этом деле не понимает, он вообще пока никто! А ты кем был в разведке?
По немецким тылам ходил.
Смотри, говорит ему Лева, я буду снимать фильм о разведке, о разведчиках. Если ты этого «радиолога-дозиметриста» не отпустишь, ты его как специалиста никогда не получишь: он ни хрена в этом деле не понимает. Но кино потеряет талантливого актера. Ты хочешь увидеть себя молодым? Вспомнить свою юность, когда ты почти пацаном шел за линию фронта и что там с тобой было?
Хочу, говорит Геннадий Васильевич.
Так какого же хрена ты тогда парня держишь?!
В общем они под этот разговор бутылки четыре или пять засадили, после чего Геннадий Васильевич сказал:
Отпущу.
Всё! И мы уехали. Я бы никогда без Левиной помощи оттуда не ушел без согласия начальства, Первого отдела... Масса сложностей.