Мы с Володей двенадцать с лишним лет сидели в гримерной спина к спине и, конечно, в разговорах обсуждали самые разные вещи.
Высоцкого я в личном общении называл Вольдемаром. Не знаю, почему именно так, тогда не задумывался. Может потому, что он не Володька, не Вовочка, не Вовчик, а именно Вольдемар. Он к этому имени относился абсолютно спокойно: «Здорово, Вольдемар!» «Здорово, Шапен!» (это мое прозвище со студенческих лет).
Кроме театральных дел, у нас были и другие общие интересы. Я с десятого класса играл на гитаре, а поскольку в свое время окончил Хабаровское музыкальное училище по классу трубы и какое-то время был профессиональным музыкантом, то у нас по музыке были чисто товарищеские отношения. Здесь я в некоторой степени был его помощником и консультантом. Мог показать какие-то существенные вещи: гармонию, работу пальцами левой руки где нажимать, а где отпускать, и так далее.
Есть люди, которые считают, что у Высоцкого все идеально. Рискуя вызвать их гнев, скажу, что гитара у Володи звучала далеко не безукоризненно, особенно в начале его концертной деятельности. Поэтому он нуждался в дополнительном аккомпанементе, чтобы кто-то его гитару усиливал. Потому-то сам он и лупил по инструменту безбожно. И на расстроенном мог сыграть. Ему от гитары нужно было больше мощи, чем коссонанса, то есть хорошего звучания. Для его голоса не хватало мощи «снизу» фундаментально аккомпанирующего баса. Поэтому он и с оркестром стал работать.
Как-то мы одеваемся на спектакль «Павшие и живые». И я говорю:
Володя, тебя все время упрекают, что на гитаре ты примитивен, что ты повторяешься в мелодии и так далее. Вот возьми в этой вещи сейчас неважно, какой возьми здесь шестую низкую ступень, ля-бемоль мажор в данном случае это будет, и аккомпанемент будет богаче. По песне можно и так, и так, но с ля-бемоль мажор разнообразнее.
Володя обычно в до-миноре всегда брал субдоминанту, а так не надо бить два раза одно и то же.
Он замолчал, потом говорит:
Шапен. Я знаю шесть аккордов, но народ меня понимает».
Ты что, думаешь, что я тебе навязываю, что ли?! Пожалуйста, пусть у тебя и остаются эти три аккорда. Или шесть. Я хотел, чтоб их стало семь тебе же лучше.
Он закончил одеваться. Потом подходит и говорит:
Покажи, где ля-бемоль мажор.
Вот в этом Высоцкий. Другой бы: нет так нет разговор окончен. Но у него же прокол получается: меньше я знаю, меньше могу.
Ну, показал я ему.
А если, говорит и показывает ля-минор верхний, я возьму маленькую звездочку? так этот аккорд называется у гитаристов-любителей.
Тогда, отвечаю, нужно брать фа-септ или фа-мажор.
А ты мне еще что-нибудь покажешь?
Володя, ради бога! У меня это просто лежит грузом.
А покажи, как у тебя идут щипки на гитаре ты как-то аккомпанируешь, не как все. У тебя гитара звучит, как оркестр, по аккомпанементу, будто там есть и контрабас, и...
Я показал, но у него узкая рука, он не доставал басы большим пальцем. Советую:
Закажи себе гитару с узким грифом. Такой, чтобы ты все доставал. Мастер будет счастлив: самому Высоцкому делал инструмент.
А мне, отвечает, и в голову не приходило...
Принес гитару с узким грифом, показал я ему свой бой.
Володя, ты щелкаешь по струнам одним пальцем, а нужно двумя обрати внимание.
Он потом выучил этот удар, и в записях поздних лет разница слышна.
К сожалению, Володя не очень аккуратно обращался с инструментом. Иногда гитара у него падала, иногда на нее наступали, дека, бывало, отклеивалась а как можно правильно настроить гитару с отклеенной декой? Я иногда ругал его, бурчал, хотя и не имел такого права. Но когда он пробегал мимо на «Гамлете» и бренькал, а я слышал, что сейчас там, на сцене, будет какофония, говорил:
Володя! Дай сюда гитару! и быстро ему подстраивал.
Иной раз он сам походит:
Шапенчик, подстрой, а то я не могу. Надо на полтона ниже что-то у меня сегодня с голосом очень тяжело, уставший я. Мне некогда, и потом я... И потом она как-то... Давай-давай быстренько.
А то как врежет в «Гамлете» на расстроенной гитаре «Гул затих, я вышел на подмостки», ну слушать невозможно, уши вянут. Для музыканта это просто как будто меня режут, как железом по стеклу, бр-р-р!
Он, очевидно, так увлекался самим нервом, внутренним пульсом песни, что ему становилось не до гитары. Ему просто был нужен ритм пульсаций, чтобы энергия выливалась как можно сильнее...
С гитарой связан один из нелицеприятных для меня случаев. Однажды, бодренький такой, вхожу к администратору, а там Володя. Я говорю:
Хочешь, я тебе буду на концертах аккомпанировать, раз тебе нравится моя манера игры?
Он спокойно так на меня смотрит и спрашивает:
Ты сколько сегодня «взял»?
Умыл меня. И был прав я б действительно не поехал. Мне все время моя бывшая супруга говорила: «Не вздумай, скажут, что ты примазываешься к его славе: «стоит рядом и долбает по гитаре». Ты сам по себе он сам по себе».
Но однажды я все-таки аккомпанировал ему. И свидетельство тому пластинка «Балкантон», которую записали Володя, Дима Межевич и я. Мы тогда с театром были на гастролях в Софии. И как-то Володя говорит:
Ты хочешь заработать 88 левов?
Хочу.
Поедем ночью после спектакля на радио, запишем диск.
Да я ж не знаю всех твоих песен!
Ладно, не знаешь! Один раз послушаешь второй уже будешь врубать.
И мы пошли.
Зазвучала гитара, он пропел кусочек, чтобы мы по уровню взяли тональность:
Готовы?
Готовы, Володя.
Тогда поехали, ребята. Работаем. Значит, так я начинаю, вы подхватываете. Дима, ты знаешь мои вещи, где какое вступление давай! Поехали! он так свободно все это прямо в микрофон говорит, и на диске его слова остались.
Я, в основном, на басах играл. Писали подряд, и диск получился чистым. Там в одном месте, когда записывали «В сон мне желтые огни...», и я начал бить жесткий ритм, он повернулся ко мне, и даже по записи чувствуется, что он улыбается: ему нравится, что Шапен врубил свои основные мощности.
Очень удачная запись, по-моему, получилась. Мне понравилось. Я еще думал: как же так? Обычно репетируют, дубли делают, а он прямо так! Записано пошли дальше. Скажет только: «Ну, ребята, то же самое. Я начну так же, в соль-миноре, а вы подхватывайте. Поехали!» Записали очень быстро: приехали поздно, часов в одиннадцать, а в три-четыре уже закончили. Еще до утра было время. Пока они ставили аппаратуру, что-то там у себя настраивали... А чистая запись часа полтора. Короче: сколько идет диск, столько мы его и писали. Я еще спросил:
Это что уже целый диск?
Да.
Во как незаметно время пролетело, я же все время копался в звуках и не думал о времени. Не прозевать бы, не ошибиться. Сам Володя тоже играл, но поскольку ему хватало нас он это чувствовал, особенно игрой не увлекался. «Хорошо, хорошо!» есть то наполнение аккомпанемента, которое ему требуется есть оркестровое звучание.
Больше я с ним не записывался. Тогда еще пошутил:
Володя, ну как же так: ты такой махонький и такие грандиозные стихи у тебя рождаются!
А он говорит:
Шапен, если б я играл на гитаре, как ты, я б вообще в театре не работал.
Он очень любил четкий ритм, это в моем аккомпанементе всегда подкупало Володю. Я мог завести его в одну секунду стоим мы, ждем выхода на «10 дней...», и я начинаю давать четкий двухдольный ритм. Володя начинает дергаться: «Давай-давай, Шапен! Давай!..» Приплясывает, напевает непонятно что:
В Париж он больше не вернется,
А-ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля!
Моментально: только начнется ритм все, он уже «пошел», уже пошел жить.
У нас с ним был музыкальный «пароль» песня «На Водопьяновской та музыка играет...» Это мы замечательно делали...
Однажды Володя предлагает:
Шапен, давай поедем ко мне. Вы с Севой Абдуловым поаккомпанируете Марине, а я послушаю. Я когда аккомпанирую сам, не могу оценить, как там Марина поет правильно или неправильно.
Я возражаю:
Так «Гамлет» же сегодня!
Ну, ты же там на трубе играешь, что тут переживать?
А что мне будет за то, что я буду аккомпанировать?
А тебе будет «старка» со льдом.
Хорошо, отвечаю, я еду.
А вечером мне на трубе играть можно и молча, я могу и не пахать все равно под фонограмму.
Повез к себе на машине, отдельная квартира не помню где. Сели с Севой аккомпанировать. Марина начинает петь «Беду», Володя сидит на пуфике, как-то по-татарски скрестив ноги по-восточному сидит, слушает.
Марина поет, и вот в этом месте: «...а за острые края задержалася» никак не может правильно взять верхнюю ноту.
Подумали: может, тональность неудобная? Проверили и так, и эдак вроде все нормально, ниже она не берет. Я объясняю:
Марина, я прошу прощения, но здесь нужно взять дыхание и выйти спокойненько на эту нотку. Вот в этом месте надо взять дыхание. Понятно?
Понятно.
Поехали.
А писали мы это для макета, эту пленку собирались везти во Францию и там оркестровать. Потом ожидался диск вот для чего мы старались. Чтобы они там, во Франции, взяли какие-то гармонии, характер исполнения а оркестранты уже готовы, ждут: только дайте нам материал.
Марина запела и опять сбилась в том же месте. Я говорю:
Марина, надо взять дыхание, и на опоре (с опорой на диафрагму) выйти на эту ноту.
А Володя сидит и молчит. Ни звука! Как будто его здесь нет. Идет работа он сидит, автор, и молчит. Марина сбивается в третий раз, я уже кричу:
Марина! Сколько раз повторять! Ну нельзя же!... Надо взять дыхание что ж я вам твержу одно и то же!
И вдруг слышу смех Володя смеется. Я понимаю, что бестактно себя повел: ору и на кого? По какому праву? Тут же извиняюсь:
Марина, ради бога, простите. Я погорячился.
А он смеется. И поразительно себя при этом ведет Марина. Ведь что бы сказала любая другая, что бы я услыхал от нашей актрисы в такой ситуации: «Что ты на меня орешь, хамло несчастное? Я вообще не буду петь!.. Даже если не возьму, ну и что?!.» она бы меня сожрала. А Марина я был потрясен, я впервые видел такую женщину говорит:
Виталичка, ты только не нервничай. Я все сделаю, я сейчас возьму дыхание только умоляю тебя, ты не переживай. Я понимаю, это работа, ты хочешь, чтобы все получилось. Все будет нормально, только не горячись.
А Володя сидит и ржет: ему смешно, что Шапен так раздухарился. Но со стороны слышит: Шапен прав вот именно, возьми дыхание и возьми верхнюю ноту...
Когда во Франции вышел Володин первый диск, Любимов, услышав оркестр, упрекнул его: «Владимир, ну что это!..» Зачем, мол, отошел от своего стиля, от гитары, зачем эта пошлость! На что Володя с обидой ответил: «Юрий Петрович, ну хоть что-то вышло. Тут уж не до жиру. А вы уже начинаете оценивать, как будто бы я выбираю: хочу так, хочу эдак! Я хоть немного ушел с магнитофонов а вас это уже раздражает. Для вас лучше, чтобы я шел под чистую гитару, а для меня...»
Мне кажется, что и Любимову, и многим в театре хотелось бы, чтобы он так и оставался вечным мальчиком-учеником, где-то на гитарном уровне. А Володе хотелось, ему нравилось работать с хорошим аккомпанементом.
Тем более, Володя уже вырос в человека, который не может держаться пуповиной за то место, где он состоялся как артист. Ему хотелось увидеть мир, он куда-то рвался, ему надо было что-то еще успеть сделать.
Он не успевал: он знал Мещанскую, Каретный, театр, знал круг друзей, знал страну по рассказам людей. Не отсидев в тюрьме, писал о зэках, и зэки благодарны ему, потому что это написано так, как будто он сам сидел. Воевавшие благодарны за то, что он будто с ними воевал и т.д.
Но все это только следствие таланта Володи. Многим непонятно, как можно так писать. Мне ясно одно: это переработка гениального человека.
Такого человека трудно вычислить. Невозможно за него думать. Я видел только одну сторону проявления этого человеческого гения: он все время куда-то рвался.
К деньгам относился как к бумажкам. Не было их, были. Я спросил однажды:
Володя, а сколько тебе, между нами говоря, платят за концерт? Мы тоже где-то работаем, тоже что-то получаем, но интересно, сколько платят Высоцкому?
Он говорит:
А я никогда не заглядываю в конверт. Мне могут дать очень много и очень мало я ни на то, ни на другое не реагирую. Не радуюсь и не печалюсь. Сколько мне дали столько я взял. У кого больше, тот больше дает. В конверт я смотрю только тогда, когда мне нужно платить.
Как-то мы были вместе в доме у нашего приятеля Володи Сидорова. Он жил неподалеку от театра, и в перерывах мы иногда забегали к нему передохнуть, посмотреть телевизор.
В тот раз немного посидели, Володя Высоцкий лег отдыхать вечер у него был свободен, а я вернулся в театр, отработал свое, потом говорю Ване Бортнику:
Пойдем, посмотрим, как там Володя себя чувствует.
Приходим.
Володь, спрашиваю, у тебя есть деньги? Мы с Иваном хотим в «Каму» зайти.
Он вытаскивает из джинсов рулон четвертных:
Возьмите, сколько надо, остальное отдайте мне это сегодня понадобится.
Это и есть его отношение к деньгам: «Возьмите, только не все забирайте».
Отстегнули мы с Иваном один четвертак пошли, посидели в «Каме». Возвращаемся, а его уже нет. Хозяина спросили:
Где он?
Встал, отвечает, сказал «Ну, спасибо за гостеприимство! Я пошел».
Мы подумали и решили, что он отправился домой. А на следующее утро Любимов спрашивает:
Где Высоцкий? не помню сейчас, какая была репетиция.
Мы с Иваном переглянулись. Тут ассистентка входит:
Юрий Петрович, Высоцкий он сейчас из Магадана звонил.
Значит, ночью умчался. И четвертные нужны были для того, чтобы там не на деньги друзей угощаться, а их угощать.
Не любил он зависеть от этого: быть без денег и на чьи-то деньги гулять.
Я однажды спросил:
А как же ты улетаешь, если мест нет?
Скажу тебе честно: не люблю спекулировать своей фамилией нехорошо это, противно. Но это единственный момент, когда я грешу потому что как же еще улететь, если надо обязательно улететь!
На вопрос Любимова: «Почему ты, Владимир, уезжаешь, ведь тут работа, театр?» сказал: «Какая работа, какой театр?! Я гнилой!» То есть я должен что-то еще успеть, я себя плохо чувствую. Что же я буду заниматься только одним театром! Ему было там тесно.