Всякий раз, когда мы прислушиваемся к звучанию мотива дружбы у Высоцкого, мы наталкиваемся на какую-то преграду, всякий раз этот голос не выговаривается до конца, сопровождаемый ограничениями, оговорками Нельзя, например, не заметить, что мотив дружбы почти никогда не сопрягается с каким-либо действием, ему соответствующим (и это у Высоцкого, для которого отношение персонажей к чему либо или кому-либо определяется прежде всего их действиями) Во всем массиве текстов Высоцкого есть лишь несколько исключений порыв героя песни «Эта ночь для меня вне закона...» дозвониться до далекого друга, получение письма от друга («Друг в порядке...»), дважды мы узнаём, что друг спас героя «Нет друга, но смогу ли / не вспоминать его / Он спас меня от пули / И много от чего» и обращенное к Мишке Шифману: «Ты же меня спас в порту»; ещё раз друг, «дружок», предупреждает об опасности «Валюха крикнул: «Берегись!» Вот, пожалуй, и всё.
Иными словами, дружба Высоцким бывает лишь названа и почти никогда показана. В сущности, нам приходится верить (или не верить) герою на слово. И это при том, что, повторюсь, действие на благо друга, со-действие одна из важнейших составляющих дружбы, по Высоцкому.
У нас, конечно, нет оснований что-то категорически утверждать или даже просто предполагать, но мысль о том, что, может быть, одиночество толкает некоторых персонажей к самообману, всё-таки возникает. Кажется, что они стремятся увидеть то, чего нет, например, принимают собутыльника за друга («А там друзья, ведь я же, Зин, / Не пью один»; «Друг подавал мне водку в стакане...») То ли придуманная, нереальная дружба. То ли нереализованная.
Тут самое время вернуться к текстам, с которых был начат наш разговор о дружбе и поэзии Высоцкого. У них одна общая черта отношения дружбы находятся в каждом из этих сюжетов за преде тами реальности, они внереальны. В самом деле, «Здесь вам не равнина...», «Если где-то в глухой, неспокойной ночи...», баллады о времени и о борьбе все это ситуации символические, условные. Это надежда на дружескую надежность, помощь, защиту. Но ведь надежда это взгляд, обращенный в будущее. Сравним в ранней песне «За меня невеста отрыдает честно, / За меня ребята отдадут долги». На одном из выступлений Высоцкий, приведя в пример именно эти строки, говорил о своих ранних песнях, в которых «было извечное стремление человека к свободе, к любимой женщине, была надежда на то, что его будут ждать» (В.Высоцкий. Четыре четверти пути. М., 1988, с. 115).
Или песня о невернувшемся из боя. Здесь дружба тоже оказывается вне настоящего. И дело, как ни странно, не в том, что сюжет из прошлого. И не в том, что один из друзей погиб в допесенном «вчера». Для начала посмотрим, каковы были отношения двоих.
«Он молчал невпопад, он не в такт подпевал, / Он всегда говорил про другое, / Он мне спать не давал, он с восходом вставал...» Да еще это однообразное раздраженно-раздражающее «он», «он», «он». Таковы были реальные отношения героев. И это не дружба
А как же другое «Нам и места в землянке хватало вполне, / Нам и время текло для обоих»? Но ведь это осознано вслед ушедшему. Да, конечно, и «время», и «место» для героев были общие, но это надо было вовремя ощутить. А всё это пришло к выжившему лишь с гибелью «его», который, кстати, только после смерти обрел в устах оставшегося имя: «Друг! Оставь покурить!» А в ответ тишина». (Любопытно, что уже после написания статьи я узнала, что в одном из черновых вариантов эта строка имела вид: «Коля, дай закурить...». То есть, выходит, «друг» в данном контексте это и вправду имя).
В этом сюжете смерть одного обрывает не дружбу, а одиночество вдвоем. Дружбу, которая могла и должна была состояться, но не сбылась. В чем причина? В песне есть ответ на этот вопрос.
Два пейзажа обрамляют тяжкие раздумья героя. Прислушаемся: «То же небо, опять голубое, / Тот же лес, тот же воздух и та же вода...» в начале, а в конце: «Отражается небо в лесу, как в воде, / И деревья стоят голубые...» Всё, что казалось герою существующим само по себе, отдельно и вне всего остального, оказалось частью целого, и ему дано было ощутить это единство. В нем родилось ощущение родства и он увидел, услышал, понял то, что еще вчера было ему недоступно: «Вдруг заметил я нас было двое». Но это запоздалое прозрение. Всё теперь одному.
* * *
Повторю еще раз: дружба у Высоцкого всегда как-то ограничена. То с одной, то с другой стороны. Это может быть разлука: «Нет друга, но смогу ли / Не вспоминать его?», «Мой друг уедет в Магадан...» так сказать, дружба, «приостановленная» разделённостью расстоянием. Или дружба, ограниченная возрастными рамками: «С друзьями детства перетерлась нить...» Или названное дружбой простое товарищество по увлечению: «Мои друзья по школе и мечу...» (эта строка имеет, кстати, весьма выразительное продолжение «Служили мне, как их отцы короне», не оставляющее сомнений в том, что это не дружеские отношения).
Есть лишь один текст у Высоцкого, в котором дружба явлена нам безо всяких оговорок, во всей своей полноте, реальности, «Их восемь, нас двое...» Но ведь её огонь светит нам из прошлого, из военных лет.
Дружба может существовать лишь «здесь» и «сейчас». Слушая песни, читая стихи Высоцкого, ловишь себя на ощущении, что дружественность в них ускользает от настоящего, за его пределы в «до» и «после». Но для поэтического мира Высоцкого такое не только не удивительно, а, кажется, и закономерно.
* * *
Мир, каким его ощущает и воссоздает в своих стихах Высоцкий, это рушащееся целое. Целое, в котором поникли, ослабли до предела многочисленные, многообразные связи (между прочим, дружеские отношения исключительно в прошлом и желаемом будущем, и отсутствие их в настоящем как раз одно из конкретных проявлений того, что «порвалась связь времен»).
«Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить / Волшебную невидимую нить...» кажется мне, так расслышал свою миссию Высоцкий-поэт. Как налаживание связей бытия происходит в его стихах? Возьмём лишь один пример. Вернёмся для этого еще раз к текстам, в которых пусть и скупо, но показана дружба. Вернемся, чтобы отметить еще одну их особенность: всякий раз дружеские отношения проявляются у Высоцкого в экстремальных ситуациях, будь то горовосхождение или неравный воздушный бой. И только так. Это важно подчеркнуть, потому что данное соседство хоть и понятное, но вовсе не обязательное. Друг у Высоцкого, говоря по-иному, познается только в беде. Почему? Отсюда и более общий вопрос: чем объяснить тягу Высоцкого к экстремальным ситуациям? И была ли такая тяга на самом деле, или тут мы имеем дело с чем-то другим?
Ответ на эти вопросы дал сам Высоцкий: в крайних ситуациях есть «возможность чаще проявлять эти качества: надежность, дружбу в прямом смысле слова, когда тебе друг прикрывает спину» (В.Высоцкий. Четыре четверти пути. М., 1988, с. 137). Тут важен один момент: поэт как-то добавил, говоря о горовосхождении, что там не иные, чем на «равнине» люди, а те же самые. Просто на «равнине» они не такие, как в горах. Показать человеку то в нем самом, что, не востребованное повседневностью, может оставаться неведомым и ему самому, в этом одна из причин обращения Высоцкого к экстремальным ситуациям.
Открыть человеку его самого, то, что может и должно в нем осуществиться, в этом, повторюсь, смысл обращения поэта к экстремуму, а вовсе не в мироборческих установках (а такая точка зрения, судя по публикациям, чрезвычайно широко распространена). Волевые способы обращения с миром не были свойственны ни Высоцкому-человеку, ни Высоцкому-поэту (о первом красноречиво говорят воспоминания, о ним, а о втором не менее красноречиво его поэзия).
Но почему же «друг» это именно тот, кто «тебе прикрывает спину»? Да потому, повторюсь опять, что окружающий мир ненадёжен по отношению к героям самых разных песен Высоцкого. Они чувствуют себя в нем не просто неуютно, а в опасности. Многие герои Высоцкого (между прочим, именно наиболее близкие автору) не тянутся к экстремальным ситуациям, а тяготятся ими, стремятся из них вырваться.
Мир, каким он предстает в стихах Высоцкого, неуютен, человек в ним одинок, неприкаян. Расколот мир, расколото человеческое сообщество. Дружба, то есть единение отдельных членов такого сообщества, редкое исключение, а не норма. Всё это становится очевидным, когда работаешь с текстами, общаешься с ними с определенной целью. Но почему этого не замечаешь, просто слушая песни? Почему горькая .уникальность человеческой дружбы в поэтическом мире Высоцкого, когда её осознаешь, оказывается оглушающе неожиданной?
Кто-то заметил, что хотя ни одного героя стихов или песен Высоцкого не назовешь положительным, такой герой в его поэзии есть, и это сам автор. Вот и мне кажется, что ощущаемое нами присутствие в поэзии Высоцкого Друга, который «защищают мне спину» сегодня, сейчас, это присутствие в ней ее автора, самого поэта. Собственная готовность спешить на помощь, надежность, способность и желание понять, почувствовать того, кто рядом, собственная дружественность Высоцкого к миру таким мы ощущаем «фон», неизменный фон, на котором разворачиваются события созидаемой им поэтической реальности. Я думаю, мы принимаем состояние души поэта за «состояние души» сотворяемого им мира.
Высоцкого не единожды отождествляли с его героями. У всех нас на памяти примеры негативного отождествления. Но, оказывается, есть и позитивные. Невольное наше перенесение душевных качеств автора на состояние его поэтического мира из их числа.