Я давно, очень давно дружу с Артуром Макаровым и через него, тоже достаточно давно, познакомился с Володей Высоцким. В те годы, в начале 70-х, он был для меня очень хорошим товарищем, очень симпатичным артистом, но не более того. Когда в 1971 году мы начинали работать над картиной "Плохой хороший человек", у меня возникла идея снимать вместе Даля и Высоцкого, и я предложил ее Иосифу Ефимовичу Хейфицу. Тому идея понравилась. Были фотопробы, кинопробы, и в результате Володя оказался на одной из главных ролей.
Надо сказать, что к этому времени у него уже накопился кое-какой кинематографический опыт, но преимущественно связанный с Одесской киностудией. Я очень хорошо помню, что когда он приехал в Ленинград, и Хейфиц начал репетиции, а потом актеров стали одевать костюмы, то-се Володя был просто в шоковом состоянии: оказывается, бывает и такое кино. Не хочу обидеть Одессу и у нас на "Ленфильме" немного групп, которые могли бы в то время сравниться с Хейфицем по дотошности. Например, долго полчаса обсуждалось: а давайте на костюме у фон Корена, роль которого играл Высоцкий, одну пуговичку сделаем полуоторванной: он холостяк и, наверное, некому за ним ухаживать.
У Володи были круглые глаза от того, что можно настолько подробно заниматься деталями. Наверное, никто из зрителей никогда в жизни не заметил бы эту полуоторванную пуговку, но она была. И всю картину мы следили за тем, чтобы она держалась на одной ниточке.
Потом мы снимали первый павильон это дом фон Корена он был обставлен настоящим музейным реквизитом. На съемках присутствовала сотрудница музея и все-все-все, до последней детали, было точно подобрано.
А если говорить о деталях дальше, то обеды для сцены в доме Папанова-Самойленко привозились из ресторана гостиницы "Европейская". Не просто какой-нибудь супчонок из Ленфильмовской столовки а из "Европейской". Все это актеры действительно ели вкусный, хорошо приготовленный "исходящий реквизит". К тому же поварам говорилось: "Ребята, вы уж постарайтесь это для Высоцкого, Папанова, Даля". И ребята, конечно, старались. Приезжал официант, накрывал стол, сервировал, чтобы все было "как надо". А зелень из Баку! Помню, как мы мучились, чтобы она всю смену выглядела свежей, снимали тогда по восемь-девять часов мы ее обрызивали, поливали, и чуть ли не два раза в день меняли.
Короче говоря, профессионализм Хейфица очень высок. Можно так или иначе относиться к его фильмам, к результату, но сам процесс, я в этом абсолютно убежден, производил сильнейшее впечатление на актеров, отвыкших и от репетиций, и от умного, тонкого, подробного разговора с режиссером. И от внимания, которым были окружены все актеры в группе.
Это, я еще раз повторяю, произвело на Володю настолько сильное впечатление, что, когда картина закончилась, он мне сказал:
Ты знаешь, я к Хейфицу пойду на любой эпизод. Если он в следующий раз меня на роль звать не будет, а предложит маленький эпизод, самый ерундовый, я всегда к нему пойду.
Удивительно даже! Суперсовременный человек Высоцкий и уже, будем так говорить, не первой молодости Хейфиц вдруг так сошлись. Таким, очевидно, было отношение Володи к профессионализму.
Надо сказать, что он очень хотел, чтобы в этом фильме снималась Марина: и Чехов, и такой режиссер, и это были первые годы их совместной жизни. Помню, еще до начала съемок подошел ко мне:
Слушай, поговори с Хейфицем вдруг он попробует Марину снять?
Я разговаривал с Хейфицем не знаю, почему тот побоялся... Как-то это ему не показалось, и он ушел от разговора. Второй раз я не заговаривал. Но чувствовалось, что Марине жутко хочется сняться в картине. Почти все время съемок в Ленинграде а мы снимали там на протяжении месяца Марина приходила каждый день и сидела с постоянно открытым томиком Чехова: еще раз перечитывала эту повесть.
Поразительно, что без пятнадцати десять (съемка в вечернюю смену продолжалась до двенадцати до начала первого ночи) Марина прощалась со всеми и уезжала к себе в "Асторию". Как-то раз я спросил:
А что вы так рано уходите?
Женя, я же актриса, я должна завтра хорошо выглядеть.
Я потом это ставил в пример своим артисткам: вот, девочки, смотрите, французская звезда без четверти десять говорит всем "спокойной ночи", ибо лицо актрисы тоже принадлежность профессии.
Потом Володя многократно приезжал на съемки в Евпаторию. Помню его первый приезд и первый эпизод: мы снимали, как он делает зарядку с гантелями на берегу. Точнее, это Саки, пляж в Саках, где у нас была построена "пляж-декорация".
Прилетал Володя частенько, раз в два-три дня. Всегда был очень занят, постоянно оказывалось много работы мы его снимали в первую очередь. Олег уже был с нами, уже освободился от "Земли Санникова". Прилетали Папанов, Максакова вот так и работали: тихо, мирно, очень симпатично.
Хорошо помню последнюю съемку в Евпатории, в татарском квартале возле рыбзавода. Маленькая, узенькая улочка, а со всех этажей завода свесились девочки и мальчики в белых халатах. Как обычно когда идет съемка, всегда собирается толпа. Надо сказать, что поскольку я Володю знал давно, то никогда всеобщего ажиотажа вокруг него не разделял и довольно криво улыбался, глядя на все это. Я даже не ожидал, честно говоря, такой популярности.
Съемка закончилась поздно, уже темнело. В этот вечер мы уезжали в Симферополь, чтобы оттуда перелететь в Гагры в Адлер. Может быть, уже уложили чемоданы, такое у меня осталось ощущение. Наконец: "Стоп! Все! Закончили!" и тут выскакивают какие-то девушки и мужики, несут три огромных ящика рыбы. Такой рыбы я ни до, ни после не видел. Громадные лососи (на самом деле они назывались "кефаль копченая") складывались у ног Высоцкого. Не помню, как к нему обращались: "товарищ Высоцкий", "Владимир Семенович" или "Володя" а может быть, никак, может, в третьем лице, но помню совершенно умиленные лица этих девочек и ящики у его ног: "Это вам!"
Он смутился: "Да что вы? Да куда же, как же?!" И к нам: "Ребята, вы это всё забирайте с собой в Пицунду. Я потом приеду, тоже попробую". Это были необыкновенные рыбины, которые мы не могли съесть в течение полутора месяцев нашей экспедиции в Гаграх. Мы жили там вчетвером в домике на самом берегу, и рыбины были распиханы по всем холодильникам. Когда приезжал Володя или кто-то еще, всегда собирались у нас на громадной веранде, где стояла плита, на которой мы всячески кулинарно изощрялись. Объявили конкурс на лучшую яичницу, придумали 40-50 сортов дальше этого фантазия не могла пойти. А больше ничего не было: только яйца и эти громадные кефали. Под водку они шли замечательно. Олег тогда еще попивал, а Володя нет. Совершенно.
И в Гагры Володя приезжал на короткие сроки на два-три дня. Папанов обижался: почему снимают Высоцкого и не снимают его. А я на это отвечал: "Анатолий Дмитрич, вы с нами, вы в отпуске, а у Володи всего два дня".
Помню, в первый раз он приехал. Его поселили в Гаграх, а основная группа жила между Гаграми и Пицундой в небольшом таком курятнике на берегу, и встретились мы уже в Бзыбьском ущелье. Там снимали пикник и дуэль. Это 21-23-й километр дороги на Рицу, там выше Голубого озера есть отворот влево: небольшая дорожка как бы ведет в горы, а на самом деле поднимается метров на десять и выходит на большую поляну. Туда и привезли Володю в первый день.
Он подошел ко мне:
Женя, у меня просьба: можешь ты мне дать какого-нибудь администратора? Я после съемки сгоняю в Гагры, зайду в филармонию и, может быть, договорюсь на несколько выступлений ведь вечерами ничего не делаю.
Отправился с ним Юра Чичельницкий, был такой у меня ассистент. Потом он рассказывал, что там происходило. Они подъехали к филармонии, на здании висели афиши: "Концерты скрипача Олега Крысы, лауреата конкурса Чайковского". Вошли в помещение, там сидели несколько грузин. Володя сказал: "Здравствуйте, я Высоцкий". Дальше они говорили об условиях концертов, сколько их будет, что, чего. "Но, говорит, факт тот, что, когда мы выходили после этого разговора а разговор продолжался минут тридцать, не больше, прямо на наших глазах снимали афиши Олега Крысы и вешали другие: "Владимир Высоцкий. Только два (или сколько их там было) концерта"!".
Володя действительно дал эти концерты. Я на них не был, но, кажется, он выступал два вечера по два концерта подряд. А на следующий день по всему побережью от Сочи до Сухуми уже продавались гибкие пластинки с песнями Высоцкого из выступлений в Гаграх. Во всех ларьках гремели!
Тогда же он рассказал мне очень интересный случай со своими выступлениями. Однажды к нему приехали какие-то ребята из Армении и говорят:
Владимир Семенович, мы бы хотели, чтобы вы у нас выступили. Мы вам платим наличными столько-то. И все.
А при постоянном Володином безденежье, конечно, каждый концерт это какой-то заработок. Я не знаю, сколько ему платили. Может быть, это было много в сравнении с тем, что официально получал актер за выступление но не такие большие суммы, как кажется. Да и не часто эти концерты у него в то время были. И он согласился:
А когда?
Вот тогда-то. Через три дня ждем вас в аэропорту.
Хорошо, я лечу.
Прилетает. Действительно, стоят какие-то ребята, шустрые такие. Машина встречает у трапа это все-таки Армения, Ереван. Сели, поехали. Большое здание, зал человек на 800-1000 набит битком. "Я, он говорит, выхожу и по одной программе без всяких там яких: не думаю, какие песни петь, пою все, что хочу, что придет в голову.
Отработал, очень хорошо принимали. Ухожу за кулисы. Как и обещали сразу конверт. Из кармана в карман, никаких ведомостей. Тут же стоит какой-то коньяк, ящик с фруктами:
Владимир Семенович, это вам.
Спасибо, спасибо. Кстати, ребята, где я хоть выступал? Скажите, что за организация?
Это Комитет государственной безопасности, Владимир Семенович".
Он рассказывал: "Я меняюсь в лице, а они:
Ничего-ничего, все в порядке, приезжайте к нам снова. Спасибо вам большое!"...