Сразу хочу сделать две оговорки. Во-первых, Володя меня представляет заслуженным мастером спорта. Я думаю, здесь нет технической ошибки, а есть его личное определение моей альпинистской квалификации. Я ведь тоже в то время считал Высоцкого народным певцом.
Во-вторых, в своем рассказе я Высоцкого буду называть Володей, как это у нас и было в жизни. Уверен: обратись я к нему по отчеству, это для него было бы оскорблением.
Итак, в начале 1969 года я был приглашен в киногруппу картины «Белый взрыв » в качестве консультанта. В мои обязанности входило обучение актеров азам альпинизма, обеспечение безопасности съемок в горах и подготовка съемочных объектов. С режиссером-постановщиком Станиславом Говорухиным я уже работал в картине «Вертикаль », поэтому, прочитав сценарий, без всяких колебаний и условий дал согласие. Тут же позвонил Володе Высоцкому, будучи уверенным в том, что он тоже будет участвовать в создании картины. Я помню, что еще во времена съемок «Вертикали » Володя и Слава думали о будущем фильме про военных альпинистов.
Они жили в одном номере и вечерами обсуждали сюжет, чтобы фильм в отличие от «Вертикали » имел лучший сценарий. И даже песня «Альпийские стрелки », по-моему, писалась в свете этих разговоров: она по сюжету к «Вертикали » мало привязана.
К телефону подошла Володина мать, Нина Максимовна, сказала, что сына нет в Москве, что к сценарию он отношения не имеет и что совсем меня поразило его не будет в «Белом взрыве » и как актера. Но Судьба распорядилась по-другому...
26 июля при подготовке съемок под стенным маршрутом на вершину Накра-тау потерпел аварию вертолет, в котором летели мы с Говорухиным, оператор фильма Вася Киржибеков и еще двое ребят из киногруппы. Для данной ситуации дело обошлось сравнительно удачно: все остались живы, но у Говорухина были сломаны два ребра, разорван мениск левой ноги и повреждена ключица, а у меня обнаружили компрессионный перелом позвоночника. Вот этот-то случай и привел Высоцкого в картину «Белый взрыв ».
Из-за полученных травм мы с Говорухиным в течение месяца не могли участвовать в съемках на Кавказе и, чтобы не терять время и деньги, экспедицию было решено переместить в Крым.
С первых дней работа в Крыму вошла в норму. Скалы были обработаны и очищены от камней скалолазами, которые готовились здесь к первенству Союза. Работать оказалось намного легче и безопасней, чем на Кавказе, правда в некоторых случаях пропадало ощущение высоты и больших гор (панорамы и заднего плана). Но самое главное, мы не теряли времени, и отснятый метраж «наматывался ».
В один из дней совершенно неожиданно для меня в Алуште появились Володя Высоцкий и Марина Влади. Как выяснилось, они гостили на теплоходе «Грузия » у капитана, а потом решили заехать к нам. Мы были очень рады. Слава проявил большую заботу, чтобы как можно лучше их устроить. Моя встреча с ними произошла в гостинице (название не помню), куда я тут же приехал. Мы обнялись, пожали друг другу руки. Потом Володя представил меня Марине: «Это тот самый Леня Елисеев ».
Марина заметно устала с дороги, а Володя находился в заботах об устройстве. Слава тоже суетился. Чтобы не мешать, я вскоре встал и попрощался. Володя дал мне свой и Маринин паспорта, попросив передать их администратору. Выполнив его просьбу, я вернулся к себе.
Назавтра во второй половине дня мы вчетвером поехали на пляж недалеко от Алушты. Володя с Мариной сидели сзади. Володя сказал, что хочет молока. Остановились у лотка, и я взял две литровые бутылки.
На пляже оказалось не так много купающихся. Володю и Марину никто не узнавал. Марина блистала фигурой, несмотря на то, что родила троих детей; на ней был модный розовый купальник. Володя меня тоже поразил: за полтора года, которые прошли со времени нашей последней встречи, он стал крепче и спортивнее в движениях. Без сомнения, тут не обошлось без занятий атлетической гимнастикой.
Купаясь, я наблюдал за реакцией окружающих нас мужчин. На Марине никто из них надолго свой взгляд не задерживал. Ее воспринимали как обычную красивую женщину не как «сногсшибательную», «глаз не отвести». Выйдя из воды, я лег на теплый песок. Слава говорил о Володином эпизоде, а я думал о том, что если бы не Марина, то Володя снимался бы сейчас в «Белом взрыве» на главной роли... К тому же у меня перед глазами, как назло, стояла Маринина капроновая сумка типа авоськи, залатанная во многих местах, и эти латки почему-то раздражали меня.
На пляже никто есть не стал, даже Володя, хотевший молока, к нему не притронулся. И, что самое главное, отсутствовало радушие.
Я невольно вспомнил поездку в Рублево. Володя был с Люсей. С первых минут знакомства она располагала своей простотой. Дорогой я рассказал, что мои предсказания по поводу «Песни о друге» сбылись. Сообщил, как недавно на стройке услышал, что один из монтажников очень неплохо пел ее. Что Владимир Макаров исполнил эту песню на Международном песенном фестивале. Володя молчал, а Люся немного грустно произнесла, что Володины песни должен исполнять он сам. Потом Володя, обращаясь ко мне, сказал, что пишет сейчас песни-сказки, и прочитал одну из них «То ли буйвол, то ли бык, то ли тур...» Именно прочитал наверное, поэтому Люся сожалела, что не взяли гитару.
День был прекрасный, мы остановились около местного магазина, набрали разной еды, а кухня для готовки никогда не покидала багажник моей машины. Народу было мало. Мы с Володей плавали, затем, прогуливаясь по берегу, он много рассказывал о театре Любимова, а когда вернулись, Люся накрыла стол, а на примусе закипал чай.
Все пребывали в превосходном настроении, все было душевно, просто и вкусно, и Люся как человек оставила неизгладимое впечатление.
А тут, в Крыму, на берегу моря, все происходило по-другому. «Пристегнутый» к Влади Володя не был тем рубахой-парнем с душой нараспашку, готовым первым оказаться там, где трудней и опасней, каким он был в горах. Невольно припомнился и другой характерный случай, когда Володя со Славой случайно встретили мою жену. Володя отобрал у нее большой чайник и понес, не стесняясь, по улице Горького. И так, с чайником в руках, появился на пороге моего дома на Неждановой.
Теперь же словно что-то подломилось. Может быть, натянутость происходила еще и оттого, что Слава что-то сказал по поводу двух, на мой взгляд, хороших песен, которые Володя специально написал к нашему фильму и прислал записанными на пленку на Кавказ. Мне, да, наверное, и Славе теперь ясно, что с Володиными песнями фильм стал бы ярче.
На пляже мы пробыли часа три. Возвращаясь в гостиницу, Володя обратил внимание на лежащие в машине стенные часы. Узнав, что их подарили со своими подписями мне на день рождения члены киногруппы, Володя и Марина тоже захотели оставить на часах свои автографы.