В начале 60-х годов я выступал в различных аудиториях с докладами о совершенствовании личности человека, его месте в обществе. Облекались они в форму человековедения с философскими идеями, а администраторами трактовались как антисоветские.
Одно из таких выступлений я провел по предложению Юры Любимова, который в то время только что перешел из Вахтанговского театра на Таганку. Так началось мое знакомство с этим театром.
Я посмотрел их спектакль и пришел в неописуемый восторг. Зашел к Любимову, говорил всякие добрые слова
Позвольте, но откуда же я знал Любимова? Он был женат на Целиковской? О, Боже! Теперь я знаю: это восходит вообще к довоенным временам.
Несколько слов о родителях. Мой папа был профессиональным революционером, членом ВКП с 1904 г. С 1921 по 1937 год работал генеральным директором ТАСС. В 1937 году, когда началась волна уничтожения поляков, ему сообщили о предстоящем аресте и он покончил жизнь самоубийством.
Мама развелась с отцом еще в 1920-м (через год после моего рождения), но в связи с его смертью ее немедленно уволили с работы в Наркомате путей сообщения. Мы нищенствовали, подрабатывали тем, что давали уроки школьникам и она, и я. По доносу одного из учеников маму арестовали. Год она просидела в одиночке на Лубянке, а затем была отправлена в ссылку, откуда вернулась только в 1956 г., после определенных хлопот.
В 1938 году я поступил в Мединститут. Учась там, был вынужден подрабатывать в кино на массовках. Помню картину «Яков Свердлов», потом «Сердца четырех», вот там мы и познакомились с Целиковской. Она была контактна и очаровательна
А уже через нее, впоследствии, и с Любимовым.
Когда образовалась «Таганка», я считался как бы другом театра. Меня приглашали на прогоны и просмотры, но вскоре я убедился, что несмотря на то, что Юра очень интересно вел репетиции, спектакли следует смотреть уже в доработанном виде.
Так вот, доклад, который я сделал в театре, вызвал много вопросов.
(Кто-то тут же настучал в КГБ, была куча неприятностей. Прим. С.Долецкого)
После него актеры собрались в нижнем фойе. Ко мне подошло несколько человек. Веня Смехов сказал: «Станислав Яковлевич, моя жена работает на ТВ, не могли бы вы сделать доклад для их коллектива?..» Потом подошел Володя: «Станислав Яковлевич, вы нас потрясли!..» с этого времени началась наша дружба. Он приглашал меня на свои спектакли, да и просто так звонил.
Откуда он узнал ваш телефон?
У меня всегда с собой визитные карточки. После доклада я раздал их ребятам у кого дети, у кого что
Володя не просил, но я сказал: «Возьми, мало ли
»
А с Мариной Влади вы знакомы?
Конечно. Кстати, летом 1968 года Мариночка должна была выступать в Зеленом театре парка им. Горького. А меня кто-то из них с Володей пригласил туда. Но вдруг объявили, что наши войска вступили в Чехословакию, и Марина заявила, что перед людьми государства, которое совершило такое, она выступать отказывается. Я точно помню эти слова, и горе, и огорчение: они с Володей приходили тогда ко мне.
По нашим сведениям, Высоцкого в тот период не было в Москве.
Разве? Значит, мы разговаривали об этом постфактум. Разговор я помню четко, потому что мой друг был командиром десантных войск, которые высадились в Праге, он агрессию и осуществлял.
При каких обстоятельствах вы еще встречались?
Встречались раза два в Пицунде в Доме творчества журналистов и киноработников Грузии. Причем, один раз мы договаривались об этом и уточняли детали. Володя сказал, что они приедут туда прямо из Парижа на новой машине. Не помню, когда это было. Он тогда еще уехал сорвавшись, недоотдохнув.
Маринка обычно сидела под навесом играла в преферанс, попивала кофе-коньячок. А Володя расслаблялся: мы гуляли или лежали под навесом, делились мыслями.
Разговоры всегда были интересные. Однажды мы беседовали о его поэме. То ли он писал ее тогда, то ли еще обдумывал. Называлась она как-то наподобие «Путешествие Москва-Париж». Вроде он взял за образец Радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Идея мне понравилась. Но я был убежден, что в таком виде ее печатать не станут, предложил немного изменить. Он рассердился: «Вы меня не можете понять!.. У вас есть свой стиль жизни, вы иначе существовать не можете. Но я ведь не ученый, не педант. У меня свои каноны анархия, ощущение свободы. У вас, вероятно, свобода в операционной. А у меня свобода, когда я не чувствую себя обязанным».
Я спорил: «Насколько я знаю, Чайковский вставал и работал сколько-то часов, не ожидая никакого вдохновения. И Джек Лондон. А ты устраиваешь себе нервическую обстановку
»
Или, допустим, я предлагал: «Володя, тебе надо договориться сделать театр одного актера». Привел в пример Симонова: когда я писал свою книжку, давал ему читать, и он меня журил: «Станислав Яковлевич, вы пишете вещи, которые идут в стол. Это бессмыслица. Надо писать, чтобы проходило. Смотрите, как я пишу: на верхнем пределе допустимых возможностей. Если мне что-то обрезают, то я даже не особенно сражаюсь да хрен с ними! Сколько можно, я давлю. Огорчаюсь. А потом проходит. И выходит книжка. А у вас не выйдет: надо работать так, как я».
И когда я Володе заметил:
Бывает же: ты поешь в присутствии членов правительства все. А это бесспорная антисоветчина. Они ее глотают. А раз так, значит, признают справедливость твоей критики. Пойми, есть условия игры в этом советском обществе.
Что это такое?
Пусть будет театр одного актера. Ты же не утаишь есть и материальные соображения?
Да, отвечает.
Еще больше у тебя нематериальных: ты же хочешь сказать нечто народу ну, и скажи. Для народа самиздат все перепишет на пленках, все равно ты дойдешь. А тут устрой какую-нибудь программу, можешь на афише написать, что она цензурная. На тебя будут молиться. Рассказывать всем. И цены на билеты можешь назначить любые
(Самое интересное, что спустя много лет он сказал после турне по Америке: «Я вот там антисоветских песен практически не пел. Зачем тогда писал!..»).
(Доступная нам информация в частности, фонограмма выступления В. Высоцкого в Нью-Йорке, план его выступлений не подтверждают этого заявления. Прим. ред.).
Но я понял, что дело было совсем не в том, что «запретят не запретят». Он был супертворческой личностью. А творчество это свобода. А свобода значит что хочу, то и ворочу. Театр связал бы его.
Как-то Володя пришел ко мне очень расстроенный. У него были трудности с Любимовым, Юра его вроде бы даже увольнял.
«Володя, говорю ему, ты меня очень огорчаешь. Я понимаю, могут быть разные ситуации: бабы там, напился или что
» (Кстати, у меня он никогда ни рюмки не пил. Хотя я всегда предлагал). «
Но пришли люди, пришли тебя послушать, а ты срываешь спектакль. Скольких людей ты обидел! Это бесстыдно. Почему я иду на операцию больной, с температурой 40° Потому что знаю: родители волнуются. Мне ничего не стоит отложить, но мне жалко двух-трех, максимум десять человек. А ты сразу скольких обидел! Ты не прав». По этому поводу он со мной не очень спорил.
И с Юрием Петровичем я беседовал:
Я абсолютно с вами согласен. На все 100%. И все-таки это крупная личность. Наплевать, какой он актер
Володя очень хороший актер.
Но он личность. Это один из немногих людей, которые творят перестройку. Ваш театр да. А он отдельно все-таки
Были ли у вас встречи в более широком кругу людей?
Раза три-четыре мы вместе встречали Новый год. Однажды у Митты на Малой Грузинской, причем до их с Володей ссоры. Туда накатывали разные люди, а тут получилось, что туда ненадолго заехали четыре наших барда: Володя, Юра Визбор (мы дружили, Юра написал сценарий фильма, который получил приз, где я был главным героем. Санитарные какие-то дела). Был Юра Никулин и, по-моему, Андрюша Миронов.
Саша Митта говорит: «Ну, это конкурс бардов». И анализируя сейчас этот «конкурс», могу сказать неожиданную вещь: несмотря на то, что Володя пел больше и эмоциональней других, я понял, что, хотя Володя на порядок выше всех, каждый из них имеет свою «нишу».
Разве и Никулин поет?
Поет, притом замечательно. И Окуджаву, и блатные, и романсы исполняет песни актерски. И хотя очень плохо аккомпанирует себе на гитаре, при чужом аккомпанементе его индивидуальность уходит.
А Володя немножко припоздал: он где-то встречал Новый год (в театре, что ли не знаю) и задержался. По-моему, он всегда приезжал позднее. Марины не было. А он пел в ту ночь
как начал, может быть, в два, может быть, в час и до шести утра. Митта поставил чуть ли не два магнитофона, чтобы записывать.
Еще помню, как-то Володя пригласил меня по какому-то поводу, возможно, на день рожденья. Захожу у него масса народу. Но помню только разговор с Володей, потому что он заявил:
Да ну их! Это мафия. Идемте в уголочек, посидим, поговорим. Сейчас будет ужин.
Отвечаю:
Я не хочу кушать, потому что устал. Хотел только тебя повидать, не думал, что здесь такой кагал.
Разговор шел о «Гамлете». Он мне тогда очень подробно изложил свои чувства.
Как ты запоминаешь длиннейшие монологи?
Я начинаю говорить, и тогда срабатывает какой-то автоматизм, и дальше на автоматизме.
А у тебя не бывало так, чтобы ты забыл текст?
Был такой случай
и рассказал даже какие-то свои переживания в связи с тем, что он был вынужден купюры сделать. Во всяком случае, я готовлюсь, перед спектаклем проговариваю все
Очень интересная беседа о технологии его работы.
Я был на премьере «Гамлета», а потом позвонил Любимову: «Юрий Петрович, мне мало!» Он отвечает: «Приходите!» Я сидел рядом со Смоктуновским, и Иннокентий сказал: «Это можно принимать, можно не принимать, но с этого дня играть Гамлета так, как играли раньше, уже нельзя!»
Высоцкий обращался к вам как к врачу?
Помню, Марина как-то приехала с двумя ребятами устраивать их в пионерлагерь. У одного была сломана рука. Французы взяли ее на спицу и наложили гипс. Марина давала ему антибиотики, а обратилась ко мне потому, что от гипса стал исходить неприятный запах. Гипс сняли а там бурный остеомиелит (гнойное воспаление). С рукой пришлось поработать.
Очевидно, это было в июне 1971 года, когда вы подарили им книгу.
Я Володе три книги подарил. Самая главная, которая произвела наибольшее впечатление, и где я сделал очень красивую какую-то подпись: «Поэту, барду
» и т.д., и т.д., это «Мысли в пути». Но она 1977 г. выпуска, а это событие произошло раньше. Может, «Все начинается с детства»? Хотя нет, она вышла еще позже. Разве они отсутствуют в Володиной библиотеке?
Там есть только ваша книга «Рубежи детской хирургии», на которой надписано: «Милым Володе и Марине в память невеселых дней, связанных с Русаковкой. С лучшими пожеланиями. С.Долецкий. 20.06.71»
Однажды пришли они с Мариной ко мне в больницу. Володя хотел посмотреть на операции. Марина не пошла: «Я бывала
» Пока мы ходили, она пила кофе с коньяком в обществе нашего врача, которого я попросил с ней посидеть.
В операционной (кажется, мы удаляли часть легкого) я «прикрепил» к Володе двух медсестер: «Чуть что вы
» Работали мы электрокоагуляторами. Запах при этом специфический, но мы-то привыкли. Я его даже люблю запах жареного мяса. А для Володи это было чересчур. Гляжу он белее, чем халат. «Девочки! говорю. Быстренько!» «Нет, возражает, я не пойду!» Но они его вывели.
Потом Володя сделал со мной обход, зашел в палату новорожденных, увидел эти малюсенькие «скелетики» и ахнул. Вот откуда у него появилось «новорожденных с болью старух» такая поэтическая ассоциация.
Скажу любопытную вещь: Женя Евтушенко не ценил Володю как поэта, считал, что он прекрасный бард. Но когда прочел посвященное мне стихотворение, на этих словах сказал: «Это высокопоэтические строки».
А как возникла строка про пальто? И все посвящение?
Володя снялся в каком-то фильме в пальто с бархатным воротником, каких тогда не носили. Я и заметил ему: «Костюмчик не тот!» Он отвечает: «Это ж не от меня зависит
»
А песню написал в связи с моим шестидесятилетием. Оно отмечалось 10 ноября 1979 г. Он должен был спеть ее у меня в больнице на банкете. Но не смог приехать, опоздал.
Празднование продолжалось до бесконечности, и только часов в одиннадцать, а то и в час, мы стали разъезжаться.
А 11-го утром, открывая дверь, я обнаружил под ней конверт. Там этот текст и записка:
«Дорогой Станислав Яковлевич! Объяснять, зачем я не был и не чествовал публично, не стоит это долго, нудно и неправдоподобно.
Но я был готов!
Я Вас люблю и почитаю как одного из самых интересных действующих людей нашего времени и земли нашей и ихней.
Володя Высоцкий».