Значит, дальше я... У меня есть всякие планы. Я не знаю точно, что я буду делать в кино во всяком случае, планы есть. И называть их из суеверия не хочу. Мы все, актеры, народ суеверный...
Но сегодня я к вам приехал совсем в другой ипостаси, что ли. Совсем от... отдельно от того, что я актер кино и театра. Совсем. Потому что та часть, которую я сегодня вам покажу, это со... ну, это главное, чем я занимаюсь в своей жизни наряду с театром и с кино. Абсолютно то же самое время она забирает, если не большее. Причем, в основном, время ночное. Песни я пишу ночью, поэтому бужу соседей. Но они уже привыкли и налаживают магнитофоны, через окна записывают. Так что они первые обладатели.
Вот, этот... К этому делу вот к песням этим я своим я отношусь очень серьезно. И даже к тем, которые были прежде, и которые сейчас ходят в записях. Среди них очень много таких, которые мне приписываются. Но, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, "от плохих стихов не отказываюсь надеюсь на добрую славу своего имени. А от хороших, признаться, и сил нет отказаться".
Поэтому от всевозможных таких подделок под меня я просто так, отмахиваюсь. Бог с ним! Люди разберут, что мое, что не мое. Вот.
Но все равно я к ним отношусь к своим прежним даже песням очень серьезно. И считаю, что авторская песня это отдельный вид искусства. И напрасно, когда, там, начинают "клевать" во всяких газетах и во всяких, там, передачах, по радио или еще где-то, начинают говорить, что это другой сорт, "низкий" сорт, "низкий сорт песенного творчества", авторская песня. Это неправда, потому что... Во всем мире этим занимаются уже лет тридцать-сорок, и это считается высшим сортом. Потому что Азнавур сам себе пишет, Брель сам себе писал и текст, и музыку, и сам исполнял.
Я считаю, что это отдельный жанр. Никакого отношения не имеющий к жанру эстрадной песни, где отдельно композитор, отдельно автор, а потом певец, обладающий "вокалом", который, наверное, прекрасно поет. Вот почему я очень не люблю, когда мои песни исполняют другие люди. Они поют лучше, может быть, но не так. Понимаете? Вот из-за этого я всегда стараюсь все свои песни спеть сам как их написал, как их вижу. И мне карты в руки. У меня гитара... Как могу так хриплю. Вот видите. Вот.
Сделав такое глубоко... Да! Ну, еще, наконец: если вас что-то заинтересует я с удовольствием отвечу на ваши вопросы. Ну, конечно, лучше бы, если бы были вопросы творческой жизни, а не личной. Потому что ну, что ж, я не буду у вас спрашивать. "А вы сколько раз женаты?.." и т. д.
Поэтому давайте так мы с вами договоримся: если вас что-то будет интересовать о театре, обо мне, там, о каких-то актерах, о каких-то людях я довольно много повидал, могу рассказать. Вот.
А сейчас я прямо начну, если позволите.
Вы знаете, что я много песен написал о войне. И в моей традиции начинать мои выступления военными песнями. Сегодня я вам покажу две новых песни. Одну из них вы, может быть, не слышали совсем. Другую может быть, чуть-чуть и слышали.
Потому что последнее время я перестал выдавать магнитофонщикам... Ну, короче говоря, не даю записывать. Потому... И не оттого, что я такой привередливый что вот, мол, люди хотят, а ты не даешь. А оттого, что ты приезжаешь в другой город через неделю после того, как написал песню, а тебе подсказывают текст из зала. И очень трудно работать, вы знаете. Слова имеют... большу'ю часть в этом занимают, и когда все их знают уже наизусть и с тобой вместе шепчут, довольно сложно. И... А новые песни не пишутся ежедневно значит, нужно все время... как-то чтобы это было ново.
Поэтому я особенно не даю магниф... магнитофонщикам записывать.
Я хочу вам спеть песню о летчиках, о погибшем друге... "О летчике".
Всю войну под завязку
я всё к дому тянулся,
И хотя горячился
воевал делово.
Ну а он торопился,
как-то раз не пригнулся
И в войне взад-вперёд обернулся
за два года всего ничего.
Не слыхать его пульса
С сорок третьей весны,
Ну а я окунулся
В довоенные сны.
И гляжу я дурея,
Но дышу тяжело:
Он был лучше, добрее,
Добрее, добрее, добрее,
Ну а мне повезло.
Я за пазухой не' жил,
не' пил с Господом чая,
Я ни в тыл не стремился,
ни судьбе под подол,
Но мне женщины молча
намекали, встречая:
"Если б ты там навеки остался
может, мой бы обратно пришёл?!"
Для меня не загадка
Их печальный вопрос,
Мне ведь тоже несладко,
Что у них не сбылось.
Мне ответ подвернулся:
"Извините, что цел!
Я случайно вернулся,
Вернулся, вернулся, вернулся,
Ну а ваш не успел".
Он кричал напоследок,
в самолёте сгорая:
"Ты живи! Ты дотянешь!"
доносилось сквозь гул.
Мы летали под Богом,
возле самого рая.
Он поднялся чуть выше и сел там,
ну а я до земли дотянул.
Встретил лётчика сухо
Райский аэродром.
Он садился на брюхо,
Но не ползал на нём.
Он уснул не проснулся,
Он запел не допел.
Так что я вот вернулся,
Вернулся, вернулся, вернулся,
Ну а он не сумел.
Я кругом и навечно
виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться
я почёл бы за честь.
Но хотя мы живыми
до конца долетели
Жжёт нас память и мучает совесть,
у кого... у кого она есть.
Кто-то скупо и чётко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы,-
И на ней кто разбился,
Кто взлетел навсегда...
Ну а я приземлился,
А я приземлился
Вот какая беда...
Спасибо.